О православных традициях и современности, об образовании и ювенальных технологиях, о законе и справедливости, о внутренней и международной политике России мы беседовали в эфире видеостудии Pravda.Ru с настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, куратором известного православного ресурса "Православие и мир", бывшим физиком-ядерщиком, членом Общественной палаты, протоиереем Александром Ильяшенко.
— Отец Александр, вы недавно о необходимости приоритета российского законодательства, так сказать, над международным правом по известной причине. А сейчас даже в нашей Конституции есть статья, которая определяет приоритет наших международных обязательств. Вот что вы вкладывали в это свое предложение?
— Я считаю, что просто в конституции суверенного государства такой статьи быть не должно.
— Почему? Чем она опасна?
— А тем, что это канал иностранного влияния, причем очень мощного и очень ненавязчивого. Это можно делать прикрываясь всякими юридическими закорючками, так что человек непосвященный и не поймет. Под этим соусом можно проталкивать какие-то реформы, которые никак не соответствуют интересам нашего народа и нашего государства.
Например, Болонская система, которую нам навязали. Вот когда что-то делается, хорошо задать вопрос - а зачем? Про Болонскую систему образования ее сторонники много говорили, что она наше образование как бы вводит в международную систему образования. Но ничего этого не произошло, зато качество образования резко ухудшилось. Кому и зачем это надо?
Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен
— Но это же не сегодня, а уже много лет...
— Вот именно. И все это разрушение, постоянные непонятно зачем нужные реформирования продолжаются. Ведь Конституция принята совсем давно. Почему именно в таком виде? Что, по-другому нельзя было сделать? Неужели нельзя было сохранить нашу систему образования, которая справедливо считалась одной из лучших в мире, зачем ее надо было так радикально перестраивать? При этом очевидно, что когда что-то решительно перестраиваешь, очень многое теряется, и это приводит, как правило, не к повышению уровня, а к снижению.
— Плачевное состояние образования приводит к многим бедам. А у нас еще внедряются ювенальные технологии, нам постоянно указывают с Запада, что и как надо делать… А наши либералы говорят, что европейцы могут нас к нормальному состоянию привести, а сами мы дикие…
— Это очень интересный подход. Почему-то Западная Европа выставляется каким-то образцом и критерием. Мы почему-то забываем, что вся Европа была здесь в 1812 году вместе с Наполеоном, который объединил Европу. Его задача была объединить Европу, он ее объединил, эту задачу решил. Вторым, кто объединил Европу, был Гитлер, и тоже вся Европа была здесь. И при этом она же нас обвиняет в том, что мы агрессивные и страшные, поэтому нас нужно усмирять.
— Ну да, тот же Европейский суд совершенно закрывает глаза на то, что происходит на Донбассе, ужасающих преступлений фашистов он просто не видит. И вообще, по какому праву и по каким критериям они нас оценивают?
— По системе двойных стандартов — это совершенно очевидно. Вот здесь расстреливать мирных жителей из крупного калибра можно, а здесь это назвали бы терроризмом. Любая война — безусловное зло. Это не обсуждается. Но нельзя допустить худшего зла, когда просто будут истреблять народ. Я понимаю, когда сражаются армии.
Сейчас вслед за украинским режимом европейское руководство почему-то считает, что можно стрелять по мирным жителям тяжелыми снарядами, убивая, раня, калеча людей. А среди них и дети, и женщины, и молодые, и старые, и взрослые, - все подряд. Это мирное население, простые люди! Фашизм — очень сложное явление, но если выразить предельно просто, фашист — это тот, кто уничтожает безоружных людей. Тот, кто озлобился настолько, что начинает мирных жителей уничтожать, - фашист.
— Если Россия — суверенное независимое государство, то почему у нас пор установлен приоритет международного права над национальным?
— Я думаю, что это просто отсутствие традиции. Вот в Америке традиционно можно вносить поправки в Конституцию. Поскольку наша современная демократия молодая, то просто не было такой практики. Нельзя из Конституции делать священную корову, общество развивается, общество меняется, возникают какие-то новые явления, цели и угрозы. Когда писалась Конституция, Россия находилась в тяжелейшем экономическом, политическом и нравственном состоянии. Сейчас ситуация кардинально изменилась.
Можно пересмотреть какие-то статьи, принять поправки к Конституции или отдельные конституционные законы. Для этого и существуют государственные и общественные коллегиальные органы. Нужно взвесить всесторонне, обсудить в прессе, что нам нужно и как сделать лучше. Это же общенародное дело.
В США другая беда. Недавно принятые законы ставят геев на высшую ступень, а все нормальные люди уже как будто и не нормальные. Это страшное унижение американского народа. Правящая верхушка, в которую пробиваются, отбираются по каким-то своим критериям, творит просто безобразный произвол не только по отношению к другим странам, но и к своему собственному народу. Они действительно не представляют великий американский народ, который создал великую страну. Безусловно, великий народ сейчас унизили перед всем миром.
— Линкольну и Вашингтону такого и в страшном сне не снилось.
— Конечно. И это, я считаю, катастрофа глобального масштаба. Когда происходит вот такое нравственное падение сверхдержавы, это, безусловно, скажется на всем мире. И неслучайно знаменитое произведение Джорджа Оруэлла "1984", с его Большим братом, который следит за тобой, пророчески написано на Западе, практически списано с западных реалий и тенденций. И там действительно есть очень много очень страшного.
— Отец Александр, сколько у вас детей?
— У меня 12 детей.
— А внуков вообще какое-то неисчислимое количество?
— Уже 38. Это все милость Божия. Почему-то Господь явил такую милость моей семье. И нам всем надо противостоять безнравственному, безжалостному миру. А если человек нарушает заповеди Божии и нормальные человеческие отношения переступает, он порождает зло. Тогда человек, если даже если и захочет, не сможет с ним бороться. Откажись от своего греха, и тогда ты получишь от Господа силы, чтобы по-христиански твердо и решительно добиться победы.
Наш уровень человеческий надо перевести на более высокую ступень. Сегодня Россию часто называют последним оплотом, удерживающим мир от зла. Нам нельзя впасть в крайности, в агрессию и злобу, нельзя сравняться с нашими оппонентами. Мы должны быть более благородными, великодушными в смысле величия души, но не в снисходительности к греху и преступлению. Надо величие духа проявлять, тогда победа будет за нами.
Читайте также:
"Храмоборцы сами не знают, чего хотят"
"России пора выйти из-под чужой юрисдикции"
Церкви Украины боятся за судьбу Конституции
Дочь маршала Конева: Победу у нас не отнять
Востока мы не знаем, а Запад уже в печенках
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовал Андрей Самохин
Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен