Она позвонила по рекомендации давних постоянных туристов, уже практически друзей. Поэтому отказать в маленькой просьбе было неловко, хотя обычно турагенты избегают такой работы.
- Я выбрала для себя несколько отелей. Вы можете посчитать, сколько они у вас будут стоить на такие-то даты?
На рабочую почту пришел список из десятка турецких отелей. Модная пятерка в Белеке, старый семейный клуб в Кемере, сильно потрепанная четверка в Аланье... Пытаюсь найти логику. Не получается.
- Вы проводили опрос на улице?
- Нет. Я выбирала по рейтингу.
На основании чего создается рейтинг отеля? Считается, что на основании оценок, которые выставляют гости. Есть несколько интернет-ресурсов, собирающих отзывы и сопоставляющих выставленные оценки. Можно ли считать результат объективным? Давайте посмотрим, как объясняют сами гости, почему они поставили ту или иную оценку. Кто-то поставил низкую оценку, потому что ему дали номер на первом этаже. Аттракцион с заменой номера — любимое развлечение многих туристов. Если не удалось поменять на более высокую категорию без доплаты, это считается основанием для выставления отрицательной оценки отелю. Многие убеждены, что «наших всегда селят в самые плохие номера». Но мало кто знает, что этот отель помимо категории “economy” (на первом этаже с видом на стену), имеет standard, superior sea view, junior suite и еще с пол-десятка категорий номеров, на которые совершенно нет жалоб. Просто выбрали самый дешевый номер, не подумав даже посмотреть другие варианты. Кто-то приехал рано утром, а номер ему дали только после обеда. Все. Двойка. Не важно, что даже на сайте отеля написано, что чек-ин начинается с 14-00.
Есть еще такой фактор, как сезонность отзывов. В начале сезона, при неполной загрузке, отель, естественно, заказывает меньше продуктов, повара готовят меньше блюд. В августе же «шведский стол» будет ломиться от разносолов. И то, что апрельские туристы ставили отелю низкие оценки за скудость ассортимента, не имеет к августовским туристам никакого отношения. Кто-то ставит отелю высокий балл за активную анимацию. Другой же турист, предпочитающий тишину, сочтет это скорее недостатком. До сих пор помню туристку, выбравшую отель на основании одного-единственного отзыва, написанного капс локом: «ОТЕЛЬ ГА*НО. РУССКОЙ МУЗЫКИ НЕТ!» (прошу прощения, орфография автора). К концу сезона команда аниматоров нередко растрачивает свой энтузиазм. И гости, прочитавшие в отзывах про активную анимацию, бывают удивлены тишиной и вялостью развлекательных программ. Мало того, в отелях меняются шеф-повара, команда, менеджмент, владельцы. А значит, прошлогодняя картина может не иметь ничего общего с тем, что происходит в отеле в этом году.
Не представляю, как можно сделать выбор, опираясь на оценки, выставленные по разным критериям. Я считаю, что доверять рейтингу это сопоставлять сладкое, громкое, длинное и зеленое, чтобы выбрать из них лучшее.
Часто гости, оценивая отель, опираются не на объективные требования к отелям, а на свой личный опыт путешествий и мнение других туристов. «Никакие это не пять звезд. Окна на дорогу, территория «лысая», бассейн только один, стены такие тонкие, что слышно, как в соседнем номере храпят». Все. Обрушили рейтинг вполне достойного отеля. Зато у соседней трешки рейтинг заоблачный. Персонал приветливый, булочки на завтрак вкусные, девушка на ресепшн подсказала, где хорошие магазины.
«Завтраки однообразные», – отмечает едва ли не каждый второй турист. И далее следует длинный перечень блюд. А вы знаете, каким должны быть завтраки в данной категории отеля? Есть все, что должно быть по стандарту. Стандарт не предполагает ежедневной смены блюд на завтрак.
Когда я пытаюсь объяснить, насколько отзывы в интернете искажают реальную картину, я обычно привожу такой пример: предположим, в отеле отдохнуло сто человек. Девяносто восемь остались довольны и не написали ни одного отзыва. Двое недовольны, и именно они исписали негативными отзывами весь интернет.
А недовольными они могут быть по очень субъективным причинам, никак не связанным с теми услугами, которые предоставляет отель.
Много отзывов — плохо. Искажается картина за счет необъективности большинства авторов. Мало отзывов — еще хуже.
Рекомендую туристам отель очень высокого уровня. По спецпредложению он стоит примерно столько же, сколько популярный отель достаточно среднего уровня, в котором эти туристы отдыхали в прошлом году. Туристы не соглашаются.
- Но почему? Отель, который я предложила, примерно на звезду выше чем тот, где были вы.
- На него отзывов мало.
- Не обращайте внимания. ВИП-клиенты редко пишут отзывы.
Есть еще такая не очень красивая история, как написание заказных отзывов за деньги. Туроператор может заказать положительные отзывы, чтобы поднять продажи нового отеля. Сами отели пишут отзывы на себя. Бывают и заказные отрицательные отзывы. Например на отель, который на гарантии у конкурентов. Опытный глаз профессионала, знающего отельную базу страны, легко отличит такие отзывы. Я сама несколько раз сталкивалась с откровенными ляпами. Туристка жаловалась на то, что у отеля маленькая территория, негде гулять с ребенком. Я жила в этом отеле. К него клубная часть состоит из пятисот бунгало. Представляете, какая там территория? Почему же написали про маленькую? Да потому, что на фото видно только главное здание, а бунгало скрыты в зеленой роще.
Так что доверяйте рейтингам и отзывам, но проверяйте. Лучше пользоваться несколькими источниками информации. Не стесняйтесь спрашивать у вашего турагента. Я, например, каждую весну на большой туристической выставке MITT добросовестно обхожу представителей наиболее популярных турецких и греческих отелей и расспрашиваю, что изменилось. Где-то обновили номера, значит, прошлогодние жалобы на старую мебель не учитываются. Где-то появились новый ресторан или бассейн. А где-то построили новый корпус. Ждем жалоб на нехватку лежаков на пляже и столиков в ресторане.
Еще вам такой лайфхак, касающийся в основном тех же Турции и Греции: спросите в турагентстве, кто из сотрудников недавно был в рекламном туре. У них, как правило, наиболее свежая информация об отелях.
И еще один лайфхак: Зачастую можно забронировать целый тур с авиаперелетом, дешевле стоимости проживания в отеле ( проверено на личном опыте. ) Найти такие туры можно не каждый день, и тем не менее они появляются довольно часто, вот список стоков, где их можно найти:
в Facebook | в Instagram | в Telegram
Если вам понравился материал — не жадничайте, поставьте лайк =)
Похожие материалы:
Когда дешевле бронировать отели?
Как заселиться в отель, если там нет свободных номеров?
Как получить компенсацию, если отель накосячил?