Было время, когда я работал на военном предприятии. Занимались мы там разработкой гидроакустических комплексов, это такая штука, которая позволяет подводным лодкам «видеть» под водой. Компания крупная и участвовала в строительстве самых известных подлодок, которые часто показывают в телевизионных новостях. Наш отдел занимался системным и технологическим программным обеспечением. В наши обязанности так же входило, подготавливать к работе сервера, ноутбуки, военные компьютеры, настраивать сети и тому подобное, фактически мы работали как обеспечительная служба для программистов.
Любое судно всегда стараются стоить максимально близко к месту базирования, в наше стране это либо дальний восток, либо севера, либо самый запад – Калининград. Любое программное обеспечение обязательно тестировалось не только в офисе, но и в лодке на всех этапах – на стапелях в цеху, на пирсе и уже в море на ходовых испытаниях. И в каждом таком тестировании обязательно участвовало несколько системщиков, поэтому работа была сопряжена с большим количеством долгосрочных и дальних командировок.
Состав командированных как правило состоял из одних мужчин и как правило либо глубоко семейных, либо молодых студентов, поэтому все путешествия сопровождались продолжительными массовыми попойками. Студенты в принципе народ, любящий бухнуть, а для тех, кто женат – это была возможность пить сколько угодно, без последующего капания на мозг со стороны супруги. Системщикам же пьянствовать можно было даже без последствий для работы, потому что, как правило, наша роль как обеспеченцев заключалась в том, чтобы один раз все настроить, а потом просто присутствовать на случай если что-то сломается.
И вот, после очередной безумной попойки, проснулись мы на утро с дикого бодуна, руки трясутся, голова разрывается, кто-то вообще не ложился и не заканчивал пить. Но делать нечего, нужно идти на работу, родина ждет своих героев. Собрались мы кое как, вызвали несколько такси. Каким-то чудом смогли пройти через пропускной пункт. А на заводе с пьянкой строгого, если поймали бухого на входе, то сразу докладывают на предприятие с которого прибыл командировочный, а там уже могут и премии лишить. Добравшись до офиса, мы как следует испили водицы, переоделись и пошли в сторону пирса.
Подводная лодка – это военный объект, поэтому сверху на входе всегда караулит вооруженный дежурный, который проверяет у всех пропуска, потом связывается по местной связи со старшим на борту и спрашивает разрешения пропустить прибывших. И вот подходим мы к дежурному, отдаем ему ксивы, он все сверяет и говорит в рацию:
— Прибыли гражданские специалисты!
— Откуда? – спрашивают с той стороны, имея ввиду фирму, от которой мы командированы.
Дежурный еще раз осматривает нашу компанию. Кого-то шатает, у половины синие лица и страдальческий вид, кто-то еще веселится. И тут он выдает:
— Да, походу, из кабака!
Через пару минут, когда все насмеялись и смогли нормальны дышать, мы спустились в лодку и с удивлением обнаружили в рубке мичмана, который бухал всю ночь вместе снами. Но он был бодр, весел и чисто выбрит. Мы даже подумали, что у него есть брат близнец или у нас коллективные галлюцинации с похмелья. Но нет, увиденное было правдой, наш друг даже вовремя пришел на утреннее построение, вот что значат опыт и армейская подготовка. После этого случая я перестал сомневаться в профессиональности военных и бояться за оборону нашей родины.