О книге Марты Олдерсон «Создавая бестселлер. Шаг за шагом к захватывающему сюжету, сильной сцене и цельной композиции»
Я много раз слышала, да и сама об этом знаю, что так называемые коучи от литмастерства, наваявшие пособия о том, как надо писать, чтобы уж точно бестселлер получился, сами-то ничего, собственно, не написали. И это утверждение имеет под собой основания. Да, часто так и есть, особенно, увы, это относится к русскоязычным авторам. Я не буду называть тех, кто под это утверждение подходит на 100%, сии "мастера слова" очень много мелькают в интернете и сетях, ну да и бог с ними. Среди исключений есть лишь несколько наших авторов, книги по литмастерству которых читаны и перечитаны лично мной не единожды и фактически настольные в самом прямом смысле этого выражения (скорее, даже натумбочные). Это книги Замятина (да-да, того самого, сама удивилась) "Техника художественной прозы", Шкловского "Техника писательского ремесла", Кл. Рождественской "За круглым столом" и Чуковской "В лаборатории редактора" (не только и не столько о редактуре). Книга современных гуру писательских практик хотя и читаю (любопытно все же), но какого-то следа ни в душе, ни влияния на мое личное писмастерство они не оставляют и не оказывают.
Чего не могу сказать о книгах западных писателей. Их великое множество, уже и переведенных на русский. А на английском - просто тьма-тьмущая. И не все они равнозначны, ясное дело. И переводятся далеко не самые лучшие. Вот к примеру, меня совсем не вдохновили книги Джулии Кэмерон. Некоторые издания уж слишком "американизованы", много упований на литагентов, коими в России еще практически никто не обзавелся, ну тому подобные допущения, которые не ложатся на нашу российскую почву. И не цепляют вскормленную на лучших образцах нашей классики душу. Но совсем сбрасывать подобные книги со счетов все же не стоит. И вот почему.
За последние годы на сцену литературного труда вышло неимоверное количество новых жанров: от янг-эдалт до докуфикшн и еще множества подвидов с трудно выговариваемыми названиями. Все они имеют право на существование, более того, читатель имеет такое же право выбирать то, что ему по душе. Не забываем и о новых технологиях, способах селфпаблишинга, очень активно теснящих старые добрые издательские технологии по всем фронтам.
Так вот, на смену корочке Литинститута приходит самообразование в виде всевозможных курсов, подкрепляемое чтением книг по литмастеству. И это хорошо. Мне самой пришлось именно так восполнять недостаток литобразования (а я его ощущала, недостаток этот) именно таким способом. И боюсь, я пока не закончила свои отношения с учебниками и курсами и еще бы с удовольствием чему-то поучилась. Но не всегда это удается, я имею в виду курсы. И тогда на помощь приходят книги.
Их я прочитала уже великое множество, не побоюсь этого слова, практически все, что издано и переведено на русский язык. И не все мне, скажем так, показались удобоваримыми и пригодными для использования на практике. Впрочем, это и понятно. Рефлексия авторов и их уход в философские размышления меня совсем не вдохновляют. А вот четкие алгоритмы и да, вот-вот, "поверка" алгебры гармонией интересуют гораздо больше. Видимо, здесь сказывается мой математический склад ума и видно влияние жанра, в котором пишу: докуфикшн.
Книга Марты Олдерсон «Создавая бестселлер» именно предлагает поверить алгебру гармонией. На Западе американка Олдерсен известна как "заклинательница сюжетов" благодаря своим книгам «Заклинатель сюжетов, тайны сюжетной структуры, которой может овладеть любой автор», «Практическое пособие заклинателя сюжетов: пошаговые упражнения для создания захватывающих историй», «Книга подсказок заклинателя сюжетов: простые упражнения, чтобы начать писать» и «Как писать захватывающие сцены: развитие сюжета на уровне действия, эмоций и движения главной идеи» (совместно с Джорданом Розенфельдом), а также благодаря своему блогу «Заклинатель сюжетов».
Марта исследует понятие «универсальной истории», помогает начинающим авторам в обдумывании сюжета. Перед тем, как написать книгу, нужно, по ее мнению, максимально четко представить себе ее структуру. Причем, не только в своем воображении, но и нарисовать на бумаге. Ну или в графическом редакторе, кому как ближе. «Первая часть вашего произведения должна заканчиваться важным и напряженным эпизодом», — утверждает Олдерсон и приводит много примеров из книг, ставших бестселлерами как на Западе, так и получивших высокую оценку российских читателей. Я их все, к сожалению, не читала, только одну - "Весь невидимый нам свет" (а "Белый олеандр" отложила, заинтересовал), но даже по примеру из этой книги можно было понять алгоритм ее построения. И не нужно пугаться этого математического термина - алгоритм, ведь если совсем по большому счету, то первый алгоритм построения прозы был выведен еще Аристотелем и представляет собой трехактную структуру произведения. И как мне кажется, от него еще никто не отступал. Ну почти.
Когда читаешь книгу Олдерсон, может показаться, что писателем может стать любой, сумеющий собрать из эпизодов сюжет с помощью вот такого "конструктора Марты". Но это обманчивое ощущение. Здесь пропадает один малюсенький нюанс: даже для того, чтобы скоструировать бестселлер по подобным алгоритмам, нужно всего ничего - уметь писать. И трудоспособность, превышающая среднестатистическую. Легкость, с которой Олдерсон тасует свои "кубики" (стикеры на листе бумаги с сюжетом) обманчива. Никто не отменял мук творчества и не пытается их заменить техническим регламентом, как это может показаться. Но то, что такая четкая структурная подсказка, нарисованная на бумажном листе или в компьютерной программе, не важно, может здорово помочь в написании, скажем, исторического романа с большим количеством действующих лиц и эпизодов, это несомненно. Или многотомного фэнтези с еще большим числом героев и пертурбаций с ними.
Словом, мне книга показалась скорее полезной, чем нет. С некоторыми допущениями, не без этого. И даже более полезной в бумажном варианте, чтобы разноцветными стикерами можно было заложить основные ее идеи и двигать по ним по мере написания книги. Да и просто захотелось поэкспериментировать, попробовать следующую книгу, которая пока на стадии идеи, написать вот по такому алгоритму.
Да, и самое главное, Олдерсон ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. Если вам кажется, говорит она, что такой способ - ну вот совсем не ваше, вы пишете спонтанно, так в добрый путь, идите своей дорогой, никто же не запрещает. Но... "...теоретики сочинительства больше говорили о важности вдохновения. Считалось, что сюжет и структура стесняют творческий порыв и подавляют вдохновение. Мы с моими учениками обнаружили, что все совершенно не так. Структура не мешает творчеству. Наоборот, установление четких границ способствует ему, воодушевляет на открытия и освобождает разум от напряженных поисков. С тех пор количество книг о сюжете стремительно растет. О нем говорят в каждом писательском кружке. Обсуждают, изучают, используя разные подходы, применяют к любому жанру".
Чтобы понять, подойдет ли лично вам такая схема, нужно просто попробовать.