Найти в Дзене
Ставропольский Дзен

"Жилка Иерусалима": история и современность родника под Ставрополем

Оглавление

В десяти минутах езды от Ставрополя, в лесном массиве близ села Татарка, расположен целебный святой источник. В народе его прозвали Татарским родником. В прошлом году ему исполнилось 145 лет!

При роднике с 2006 года действует мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость".

За последние годы территория вокруг источника стремительно облагораживается, а число посетителей увеличивается. Сюда возят туристов, здесь всегда много паломников.

-2

Слава целебного источника уже вышла далеко за пределы Ставрополя. Дело в том, что даже если не верить в чудотворную силу родниковой воды, то не отметить умиротворяющую атмосферу этого места просто невозможно.

-3

Красота! Тишина! Чистый воздух! А вокруг реликтовый лес.

-4

Первые официальные сведения о Святом источнике относятся к 1872 году. Крестьянка Елена Васильевна Бабичева поведала сельскому старосте Абраму Беседину и всему миру о череде сонных видений.

Будто в поисках своей коровы в лесу она повстречала у колодезя старца с медным крестом в руках. Старец наказал ей огородить колодец, поскольку вода в нем святая.

Несколько месяцев спустя, ночуя в Иоанно-Мариинском женском монастыре в Ставрополе, Бабичева увидела сон, в котором трое неизвестных ей людей (один из них в священнической ризе, с крестом в руках) наказывали отслужить три молебна над этим колодцем.

-5

Елена обратилась с просьбой отслужить молебны к священнику ставропольской Свято-Георгиевской церкви отцу Алексею Семенову, прикомандированному к Татарскому селению. К ее просьбе присоединились староста и жители селения. Источник был расчищен селянами и приведен в наилучший вид.

Священник Алексей Семенов три раза ходил с крестным ходом и служил молебны с водосвятием. Над святым источником поставили сруб с крышей и большой деревянный крест с двумя иконами и лампадой. Множество верующих стали приходить к источнику и получать исцеления.

-6

Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман, человек строгих нравов и острого ума, вначале был против «вымышленного» святого места.

По его указанию были сняты крест, иконы, лампада у источника и переданы на хранение сельскому старосте. Был остановлен сбор пожертвований на возведение часовни у Святого источника, а собранные средства в размере 96 рублей 38 копеек серебром также переданы на хранение старосте до особого распоряжения.

Народ продолжал верить в целебность и святость места, посещал его, надеясь на исцеление своих телесных и душевных недугов. Людская молва о живительном источнике все более распространялась по Кавказу.

Свое признание и расцвет Святой источник получил при архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре. Источник был признан чудотворным.

-7

В начале XX века у Святого источника построили часовню, каменные купели. Родник был каптажирован в каменный грот, закрываемый дубовой, окованной железом дверью.

Дверь в грот находилась в центре каменной стены, украшенной карнизами и многочисленными нишами для икон. Над дверью располагался большой каменный крест.

Вода из грота по глиняной трубе попадала в каменную башенку, украшенную портиком, полуколоннами, карнизами. В одной из ниш находилась скульптура Иисуса Христа. Далее по двум трубам вода сначала попадала в восьмигранный бассейн, а уже из него - в каменные купели. Каменными плитами была выложена площадка у каптажа и часть ведущей к источнику дороги. В церковные праздники здесь собирались тысячи верующих.

До революции источник далеко славится своими целебными свойствами. В народе он иногда именовался как «жилка Иерусалима». Есть мнение, что он сопряжен с водами Иерусалима.

Молитвы на Святом источнике возносились и в годы Первой мировой войны, и после революции. Несмотря на запреты безбожной власти, простые люди шли к святому месту за утешением. Набирали родниковую воду в разнообразную тару, окунались в купели, молились за страну и своих близких. Богослужения шли на источнике вплоть до 1930-х годов.

-8

Служил в это сложное время священник татарской Казанской церкви отец Михаил Ксенофонтов (1882 года рождения). В 1933 году он был арестован по обвинению в том, что проводил среди верующего населения контрреволюционную работу по организации кулацкого саботажа.

Отец Михаил заявил на следствии: «...деньги собирались для посылки на поддержку нашего ссыльного духовенства, о котором мы должны беспокоиться». Батюшка был расстрелян 2 апреля 1933 года.

-9

Святой источник постигла общая печальная участь других православных мест. Часовню закрыли, богослужения запретили, иконы и церковную утварь изъяли. После военного лихолетья последовала новая волна гонений на Церковь.

В конце 1950-х очередной виток антирелигиозной борьбы сказался и на Татарском источнике. Все постройки при роднике были разрушены, а сам источник засыпан мусором.

В начале 1990-х годов Святой источник пробился сквозь толщу земли, и люди захотели его восстановить. По рассказам старожилов, с большим трудом был обнаружен засыпанный землей каменный грот. Началось возрождение святого места силами казаков и верующих. Сделали простенький каптаж, улучшили подъездную дорогу.

-10

Было сделано несколько проектов по восстановлению Святого источника. Необходимо было сохранить природный ландшафт, остановить расширение оврага. Материалом для строительства был выбран желтый кирпич, соответствующий по цвету местному ракушечнику.

На средства благотворителей в первую очередь был обустроен каптаж источника, построены купель, храм, дом для священника. Затем появились строения корпусов для монашествующих.

Сегодня территория Святого источника является мужским монастырем в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

-11

Сейчас территория монастыря хорошо благоустроена. За последние годы построена часовня, здания для монахов, оборудованы купель. Усилиями верующих территория у родника выглядит чистой, уютной и ухоженной. Тут есть где посидеть, переодеться.

-12

Колокольный звон хорошо слышен в лесной глуши.

-13

По слухам, в 1995 году житель Ставрополя Руслан Савченко залазил в нишу, откуда вытекают воды Татарского источника. Якобы он нашел продолжение этой пещерки, а также остатки мозаики византийской иконы. Если это так, то источник был знаменит задолго до того, как он официально был открыт.

Еще бытует предание, что жители села Татарки раньше входили в эту пещеру и двигались под землей, где ползком, где на карачках. А выходили уже по другую сторону нынешней автодороги “Ставрополь-Невинномысск”.

Учитывая особенности рельефа, теоретически такой сценарий возможен, но проверить гипотезу невозможно из-за оползневых процессов.

Желающих летом искупаться в прохладной чистой воде - всегда полным полно. Однако, не стоит забывать что находитесь на территории монастыря.

-14

Набирать воду удобно. Дебет родника приличный, 5-литровая бутыль заполняется примерно за минуту.

-15

Мало кто знает о том, что в храме находится ковчег с 33 частицами мощей, принадлежащих особо почитаемым святым на Руси - святителю Николаю Чудотворцу, великомученику и целителю Пантелеимону, благоверным князьям Петру и Февронии.

Главной святыней ковчега считается частица пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

-16

Число прихожан растет. Но настоящий аншлаг здесь приходится на большие церковные праздники, например, Крещение.

-17

Настоятель подворья – игумен Афанасий.

-18

На этом снимке, сделанном с квадрокоптера Михаилом Пушилиным, хорошо просматривается вся территория монастыря.

-19

Добраться до источника довольно просто. Красными стрелками обозначен путь с улицы Доваторцев в Ставрополь, который можно проехать на авто.

Синими - путь, доступный как на авто, так и на общественном транспорте. Но в этом случае пешком через лес пройти все же придется (обозначено синим пунктиром).

-20

Бетонированная дорожка к источнику ведет через густой лес.

-21

Необходимо спуститься по ступенькам. Весь путь от креста до родника занимает не более 5-6 минут.

-22

Кликнув по ссылке можно пройти виртуальную экскурсию по монастырю.

-23

Текст - Николай Суховский