Эгоисту довольно трудно покаяться по трем причинам:
1) он постоянно находит различные оправдания своего злого поведения, доказывая, что по всем признакам праведность на его стороне;
2) если он делает что-то настолько явно неправильное, что не может облечь его в образ праведности, он приписывает вину своему окружению или непреодолимой силе зла и т. д. Таким образом, он остается спокойным и свободным от ответственности;
3) если он не находит внешнюю причину или предлог для своего злого поведения, он просто игнорирует его. "Любовь покрывает все грехи".
Скромный человек, наоборот, судит себя и выносит справедливый приговор, не преуменьшая вины и не изобретая призрачных оправданий.
Покаяние, как и все заповеди, должно быть исполняемо нами с радостью, даже если оно предполагает глубокую скорбь.
Плодами покаяния является не только исправление жизни и выполнение всех заповедей, но и радость богообщения. Поэтому духовная радость - непременный спутник истинного покаяния.
Действительно, в покаянии удивительным образом сочетаются скорбь и радость: грешник может вернуться и припасть к стопам Божиим, и нет радости большей, чем эта.
Таким образом, покаяние состоит из двух периодов: горького сожаления о прошлом и радостного решения о будущем.
Старцы говорят, что человек, который раскаивается от страха, не похож на того, кто раскаивается от любви.
Это различие в свойстве покаяния вытекает из различия в его природе.
Тот, кто раскаивается из страха, фактически сводит к нулю пользу от покаяния. Это покаяние сродни принуждению, из рабского страха перед хозяином.
А тот, кто раскаивается по любви, освящает себя, чтобы служить Всевышнему с любовью и желанием, движимый желанием прилепиться к Нему. Таким образом, он достигает нового состояния Божественной любви.
Слово ”покаяние” означает возвращение. Грешник возвращается в свое состояние до грехопадения, и Господь принимает его в Свои объятия, как блудного сына. Это означает, что покаяние полностью очищает все следы греха.
Покаяние от страха - исцеляет человека от порока. Однако, покаяние от любви - разрушает грех, как если бы он никогда не согрешал.
Это благодатное свойство покаяния можно объяснить тремя способами:
1) покаяние возобновляет связь между христианином и его Создателем. Так как Господь выше времени - прошлого, настоящего и будущего, то и человек, искренно обратившийся ко Господу, по благодати становится причастником новой жизни во Христе.
2) христианин получает залог спасения в Таинстве Крещения, и даже когда он грешит, Божественная благодать совсем не оставляет его, хотя и отходит на время. Покаяние искореняет грех и по праву называется "вторым крещением". Оно раскрывает уже полученную в Крещении благодатную жизнь.
3) существует в светской философии принцип, что " все, что собирается быть отверженным, считается уже отверженным."Точно так же каждый, кто кается и сожалеет о своей греховности, считается кающимся. Таким образом, даже во время греха он считается кающимся (за исключением того, кто забывает на самом деле покаяться, чтобы простился грех).