Хотите - верьте, не хотите - не верьте. Но среди османских визирей, которых воспитывали чаще всего из детей, захваченных в рабство, оказался и паша с русских земель. И его управление не осталось незамеченным.
Раб сын раба
Говорят, что Каваноз Ахмет был сыном раба русского происхождения Рыдвана-аги. По одной версии он был рабом Силахдара Хюсейна-паши, который дал ему свободу. По другой - рабом Сюхраба Мехмеда-паши, из-за чего к его именам добавляют еще и Сюхраблы.
Кличку Каваноз (бочонок) визирь получил за свою полноту и маленький рост. На службе у Силахдара он дослужился до кетхюды, а после окончания дворцовой школы Эндерун стал охранником казны. Постепенно Ахмед дослужился до губернатора провинции Сайда (современный Ливан).
Любимый зять
В то время султаном был Мустафа 2-ой, внук безумного Ибрагима. А после Ахмед совершил еще один важный карьерный шаг - женился на дочери великого визиря Кепрюлю Хусейна. Кто помнит, семья Кепрюлю долгие годы по сути управляла империй, приняв власть у последней валиде женского султаната Турхан. Став зятем такого мощного семейства, Ахмед сразу получил все карты в руки. И вот как он ими воспользовался.
Сначала стал губернатором Египта и Диярбакыра. После был назначен на Крит в Ханью. Потом получил звание нишанджи (стрелок) и стал служить непосредственно на Мустафу, который на тот момент базировался в Эдирне. В какой-то момент Каваноз уже настолько освоился, что получал 400 акче дохода в день.
Глава бунтарей
Как известно, султан Мустафа был вынужден отречься от престола в результате восстания янычар. Бунт начался в Стамбуле, а уже через некоторое время войско направилось в Эдирне, чтобы арестовать падишаха.
В Эдирне у них был тайный союзник - Рахми Мехмед-паша. К тому времени свекр Каваноза Кепрюлю уже отдал богу душу и пост занимал Рахми. Но что-то с янычарами он не поделил, они отказались от его услуг и после внутреннего обсуждения решили обратиться за помощью к Каванозу.
Великий визирь
Ахмед не упустил свой шанс и возглавил 30000-ное войско бунтарей, подошедшее к Эдирне. Навстречу им выслали не Рахми, а сераскера Йорука Хасана. Тот увидел масштаб трагедии и мгновенно принял решение не вступать в бой. Йорук и Каваноз встретились на переговорах в военном шатре повстанцев.
Все требования янычар были приняты. Рахми позорно бежал. Султан пытался как-то обойти янычар и огородами попасть в Стамбул, но и тут тоже ничего не вышло. Мустафа признал поражение и отдал престол брату Ахмеду. Большой вклад Каваноза в эту победу был официально признан, в результате чего он и получил пост Великого визиря. Ни до него, ни после чиновников русского происхождения во власти османов не было.