Отношения нацисткой идеологии с религией — тема интересная и неоднозначная. Придя в Беларусь немцы, увидели, что местное население очень религиозно. Атеистический СССР не смог за 20 лет "изъять бога" из жизни народа. Западная же Беларусь до прихода нацистов, в Советском Союзе побыла всего 2 года. Так что религиозный вопрос был очень важен для оккупантов.
Что нацисты говорили о религиозности белорусов
Адольф Гитлер понимал, что восточные славяне очень религиозны. Понимал он и значимость церкви в жизни человека и влияние священников на умы простых людей. Вот что Фюрер говорил о восточных славянах и их отношения к вере.
Второго такого ханжеского государства, как Россия, не найти. Там все построено на церковных обрядах
Сомнительно, можно ли в России сделать хоть что-нибудь без помощи православного священника. Примирить русского с неизбежной необходимостью работать смог не кто иной как священник - обещая ему больше счастья на том свете, — Адольф Гитлер.
Придя в Беларусь, нацисты убедились в повальной религиозности местного населения. Немцы отмечали случаи, когда женщины припадали к танкам и крестились. И делали они это отнюдь не от любви нацистам. А потому что на танках были нарисованы кресты.
Население имеет потребность в религии. Для его несущественно проводится служба согласно православного, лютеранского или же католического обряда. Важен сам факт богослужения как такового, — из немецкого отчета о первых днях оккупации.
Видя все это нацисты решили использовать религию в своих интересах. Большинство белорусов — православные. Тогда, как и сейчас, православная церковь в Беларуси была подчинена Московскому Патриархату. Нацисты задумали оторвать белорусов от российского влияния, в том числе и в религии.
Как нацисты создавали белорусскую автономную церковь
В Советское время представителем Московского Патриархта в Беларуси был митрополит Пантелеймон. Его резиденция находилась в Жировичском монастыре. Именно с ним решили вести переговоры нацисты.
Одновременно с этим немцы выслали в Польшу священника Финьковского — представителя Польской православной церкви, которая также пыталась влиять на белорусов.
3 октября 1941 года в Жировичский монастырь доставили письмо. Адресовано оно было митрополиту Пантелеймону. В письме нацисты предлагали священнику создать белорусскую автономную церковь. Предложение состояло из 7 пунктов:
- Новосозданная православная церковь должна быть полностью независимой от Москвы, Варшавы, Берлина итд.
- Она должна называться Белорусская автокефальная православная народная церковь.
- Церковь должна быть свободной от вмешательства немецких властей в её внутреннюю жизнь
- Руководство церковью, преподавание религии и проповеди должны вестись по-белорусски.
- Епископы должны назначаться с ведома немецких властей.
- Устав БАПНЦ должен быть подготовлен и предоставлен немецким властям.
- Церковь должна справлять богослужения на церковнословянском языке
Да, но есть один нюанс: что ответил Пантелеймон на предложение нацистов
Белорусское духовенство было практически полностью промосковским. Поэтому идея об автокефалии им не нравилась. А вот легализация церкви, возобновления богослужение и открытые церкви священникам нравились. Поэтому пришлось лавировать.
Пантелеймон ответил нацистам согласием. Но оговорился, что белорусов к автокефалии нужно подготовить. С этого времени началась долгая игра — нацисты и белорусские националисты постоянно напоминали про соглашение, а духовенство придумывало все новые отговорки.
Уже в ноябре 1941 года Пантелеймон переехал в Минск. В столице митрополит продолжил читать проповеди на русском языке, упоминал в благославениях московского патриарха Сергия и всячески делал вид будто никакого соглашения не было. В конце концов, а именно в начале 1942 года Пантелеймона выслали обратно в Жировичи.
А что у католиков?
Католичество — вторая по численности конфессия среди белорусов. С костелом нацисты сотрудничать не собирались. Но и не мешали богослужениям. Ксендзы пытались выйти на контакт с нацистами, но те их игнорировали.
В следующий раз поговорим о минском подполье. Узнаем из-за чего не получилось восстание в начале 1942 года и почему после окончания войны советские власти о минских подпольщиках предпочитали не говорить.
Интересно? Тогда подпишись, чтобы не пропустить новые части
Часть первая
Что творилось в городе в первые месяцы оккупации
Часть вторая
Как немцы руководили городом
Часть третья
Чему учили в белорусских школах во время оккупации
Часть четвертая
Как горожане выживали в холодном городе
Часть пятая
Как нацисты лечили белорусов и что делали с душевнобольными
Часть шестая
Кто служил в полиции и какой была благотворительность