Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Реинкарнация

(2018, США) Хорошо и вольготно жилось фильмам ужасов в 70-е и 80-е. Технический уровень съемок и спецэффектов по сравнению с хоррорами послевоенных лет вымахал в разы, однако вкусы зрителя эволюционировали уже не так быстро. И его в ту пору можно было пугать еще старыми проверенными способами: с помощью эффекта «Бу!», потоков кровищи, расчлененными телами и мерзким видом человекоядных монстров. Иными словами, напихай в картину всего этого с избытком, а на сценарное качество попросту забей - кому оно тут нужно? Само собой, речь не идет об общепризнанной классике жанра вроде «Сияния» или «Нечто», где с сюжетами был полный порядок, а о хоррорах рангом пониже, чьи сценарии зачастую писались на коленке уже по ходу съемок.
Однако с наступлением в кино цифровой эпохи вдруг обнаружилось, что вся эта новомодная компьютерная графика, при всех ее достоинствах, как-то слабовато работает в ужасах и почти никого не устрашает. Припоминаю, как я зевал от скуки, глядя дорогущую готическую страшилку кон
Оглавление

(2018, США)

В некоторые моменты (особенно в первой половине фильма) "Реинкарнация"  щекочет нервишки зрителя настолько мастерски, что возникает подозрение, а не приложил ли к ее сценарию руку какой-нибудь мэтр хоррора вроде Стивена Кинга. Увы, нет - банально клишированных хоррор-сцен в картине тоже  достаточно.
В некоторые моменты (особенно в первой половине фильма) "Реинкарнация" щекочет нервишки зрителя настолько мастерски, что возникает подозрение, а не приложил ли к ее сценарию руку какой-нибудь мэтр хоррора вроде Стивена Кинга. Увы, нет - банально клишированных хоррор-сцен в картине тоже достаточно.

Хорошо и вольготно жилось фильмам ужасов в 70-е и 80-е. Технический уровень съемок и спецэффектов по сравнению с хоррорами послевоенных лет вымахал в разы, однако вкусы зрителя эволюционировали уже не так быстро. И его в ту пору можно было пугать еще старыми проверенными способами: с помощью эффекта «Бу!», потоков кровищи, расчлененными телами и мерзким видом человекоядных монстров. Иными словами, напихай в картину всего этого с избытком, а на сценарное качество попросту забей - кому оно тут нужно? Само собой, речь не идет об общепризнанной классике жанра вроде «Сияния» или «Нечто», где с сюжетами был полный порядок, а о хоррорах рангом пониже, чьи сценарии зачастую писались на коленке уже по ходу съемок.
Однако с наступлением в кино цифровой эпохи вдруг обнаружилось, что вся эта новомодная компьютерная графика, при всех ее достоинствах, как-то слабовато работает в ужасах и почти никого не устрашает. Припоминаю, как я зевал от скуки, глядя дорогущую готическую страшилку конца 90-х «Призрак дома на холме». И пытаясь понять, что с нею не так и почему весь этот выплескиваемый с экрана шквал компьютерных ужасов оставляет меня равнодушным. И не сказать, что проблема была во мне, ведь те же
«Нечто» или «Сияние» продолжали адреналинить кровь и после третьего-четвертого просмотра, а новые «цифровые» хорроры такой нервощекочущей ауры были лишены. Если не начисто, то в изрядной степени.

Ого-го, как бомбануло!  Ну а что вы хотели - вызывать в два часа ночи духа, и чтобы обошлось без спецэффектов?
Ого-го, как бомбануло! Ну а что вы хотели - вызывать в два часа ночи духа, и чтобы обошлось без спецэффектов?

К чему я веду? Да к тому, что вот уже лет двадцать всем уважающим себя хоррор-мейкерам приходится решать чертовски непростую задачу - изыскивать новые способы нагнать на нас жути. И, надо отдать им должное, кое-кому из них удается нащупать у зрителя еще не атрофированные «пугательные» нервы. «Шестое чувство», «Ведьма из Блэр», «Пункт назначения», «Пила»... Они не перевернули устои жанра, зато неплохо копнули его вглубь и вширь, снискали любовь широкой публики, отчего количество подражателей этим картинам не иссякает по сей день.
Жаль, но «Реинкарнация» иконой хорроров явно не станет, хотя поначалу она вроде и подаёт такие надежды. Первая ее половина исполнена выше всяких похвал - этакий каскад психологически нетипичных и оттого пугающих ситуаций с подвывертами. При том, что в завязке и развитии сюжета, по сути, даже нет мистики, а ту, что есть, можно отнести к обычным галлюцинациям эмоционально взвинченных героев. И пускай этот прием нагнетания саспенса давно не в новинку, однако режиссер/сценарист и он же дебютант в большом кино Ари Астер так ловко играет с разно города мрачными намеками, полунамеками и нервозными взаимоотношениями членов семьи Грэхемов, что в картине не чувствуется вторичности. Тем более, что Астер показывает всё это с нетривиальных ракурсов и под аккомпанемент давящего на психику эмбиента, который и сам по себе, без видеоряда, напугает кого угодно.

Отважная малолетняя актриса Милли Шапиро. Действительно, надо быть очень храброй, чтобы в таком ранимом возрасте согласиться играть героиню с настолько отталкивающей внешностью, да еще и психически неуравновешенную.
Отважная малолетняя актриса Милли Шапиро. Действительно, надо быть очень храброй, чтобы в таком ранимом возрасте согласиться играть героиню с настолько отталкивающей внешностью, да еще и психически неуравновешенную.

Стартующая после смерти бабушки, что была при жизни дамой с большими заскоками, история планомерно перескакивает с одного Грэхема на другого (отец, мать, старший сын и младшая дочь), меньше всего уделяя внимание отцу. Видимо, потому что он единственный, кого в их семейке можно считать адекватным и психически уравновешенным. Все прочие в ней двинуты примерно в равной степени, разве что уровень буйности у них разный.
Хуже всего обстоят дела у неврастенички-мамаши. По ходу повествования мы узнаем о ней столько душераздирающих секретов, что их хватило бы на целых три подобных фильма, а не на один. 13-летняя дочка ей под стать. Мало того, что внешность у нее, мягко говоря, своеобразная (см. фото выше), так девочка еще и картинки в блокноте рисует шизофренические, а также любит порой мертвым птичкам головы отрывать. С сыном вроде бы всё в порядке: обычный парень, ученик старших классов, любит потусить с друзьями, выпить пива и курнуть дури. Но нормален он лишь на первый взгляд. Его внутренние демоны начнут вылезать на свет чуть позже, зато всем скопом и у всех на виду. И вот эти люди каким-то чудом уживаются под одной крышей, где еще совсем недавно рядом с ними обитала столь же чокнутая бабушка...

Похороны любимой бабушки... Ну или как - любимой. Особого траура на лицах скорбящих членов ее семьи что-то не заметно.
Похороны любимой бабушки... Ну или как - любимой. Особого траура на лицах скорбящих членов ее семьи что-то не заметно.

Увы, но когда в сюжете появляются медиумы с их спиритическими сеансами и прочими заезженными шаблонами экранной мистики, «Реинкарнация» вмиг теряет львиную долю своей уникальности. Поэтому вторая ее часть смотрится уже не так напряженно, как первая. Благо, хоть с финалом Астер не обломал, напичкав его еще большим безумием и драйвом. Тоже довольно-таки попсовым, но все же не без приятных изюминок. Что и позволило завершить картину на красивой эпической ноте, заодно расставив все точки над i. Ну, по крайней мере у меня не осталось вопросов к автору этой истории и все его намеки-полунамеки я вроде бы истолковал правильно.

***

В общем, кабы всё кино было выдержана в одном ключе, не слетая в откровенную мистическую попсу, я говорил бы о нём в куда более восторженных тонах. Хотя и при таком сюжетном дисбалансе оно, безусловно, стоит на голову выше большинства современных мистических хорроров и надолго врежется вам в память. Проверьте сами - дело того определенно стоит.

Именно так выглядит выражение "мурашки по коже" в буквальном смысле влова.
Именно так выглядит выражение "мурашки по коже" в буквальном смысле влова.