«Не только «научить детей учиться», а еще задать направление, показать «как и чему».
История одного «непрофильного» проекта.
Интервью на выставке "открытые инновации". Москва 2018 г.
Владимир Пестов, «физико-математик» по образованию, последние десять лет занимается прикладными исследованиями в области доказательной медицины, точнее, ее практических применений для эффективной разработки новых медицинских приборов и технологий лечения. Область, тесно связанная с математической статистикой и компьютерными науками (computer-science) , на первый взгляд очень далека от педагогики и тем более от проблем школьного образования. Тем не менее уже четвертый год Владимир и его коллеги успешно занимаются проектом по подготовке детей к сдаче ЕГЭ по физике. В интервью «Бизнес образованию» он рассказал, какие у современных детей существуют проблемы, связанные с освоением школьной программы и каковы недочеты самой школьной программы по отношению к успешному развитию ребенка, как натренировать в ученике мотивацию, понимание и концентрацию, как «включить» в нем способность эффективно учиться.
Как вы решились заняться педагогикой?
Прежде всего, слово педагогика тут не совсем точно. Мы просто разработали систему подготовки к ЕГЭ. Сначала это была только физика. В этом году мы расширим круг предметов. Будем готовить к математике и информатике.
Я по образованию физик-математик. Закончил физический факультет университета и аспирантуру по математике. Практически вся моя профессиональная карьера так или иначе была связана с областями междисциплинарных знаний. В разное время в сферу моих интересов входили различные предметы от психологии до экономики. В последние годы деятельность больше связана с компьютерными науками, физикой и медициной. Кроме того, мой отдел занимается разработкой инвестиционных проектов в этих областях. Так что и экономика в каком-то виде присутствует.
С педагогикой же пришлось столкнуться, как и большинству родителей, когда дети пошли в старшие классы и встал вопрос о профессиональном определении их дальнейшей судьбы. Рано или поздно каждый родитель сталкивается с вопросом, какую профессию выбрать для своего ребенка, как его мотивировать «пойти по дорожке», которую Вы считаете для него самой подходящей?
У меня трое детей. Старшая дочь уже закончила университет с красным дипломом и работает по специальности. Подчеркну, по специальности — это важно. Младшие дочь и сын в этом году закончили школу. Все трое, похвастаюсь, золотые медалисты. К сожалению, школа, мягко говоря, не совсем соответствует поставленным задачам. Очень большую роль играет самообразование, курсы, дополнительные занятия, помощь родителей в правильной организации времени для освоения материала. Мы старались помогать, чем могли. Главное, вообще, помогать, а не мешать ребенку учиться, мотивировать, аккуратно направлять.
Тогда ребенок сможет лучше сконцентрироваться на том, что ему действительно нужно. Наша статистика конечно совсем небольшая, но стопроцентная. Оба младших ребенка в школе, кроме учебы, профессионально занимались спортом. Сын — победитель первенства России по скалолазанию. Дочь — чемпионка России по черлидингу.
Профессиональный спорт — это, как минимум, пять-шесть тренировок в неделю часа по четыре. Плюс дорога туда-обратно. К тому же соревнования в разных городах почти каждый месяц, а то и чаще, сборы перед соревнованиями. Это может отнимать все время, силы, мотивацию. А может, наоборот, быть отличным мобилизующим фактором.
Так вот, когда они перешли в девятый класс, встал вопрос о подготовке к итоговым экзаменам. ОГЭ-ГИА, как-то так они тогда назывались. Главным экзаменом для наших детей считалась физика. К ней мы и начали готовиться.
Мы скупили кучу учебно-подготовительной литературы, все, что стояло на полках книжных магазинов. Разно форматные книги в мягких переплетах с яркими рекламными обложками.
Сразу скажу, не нужно этого делать! Во первых, большинство из этих книг одинаковые внутри. Во-вторых, все эти пособия есть в интернете, причем совершенно бесплатно. Кто-то конечно любит полистать, пошуршать…
Теперь о главном, содержание экзамена не всегда соответствует содержанию школьного учебника. И самое неприятное для школьников, заметная часть задач приводится с неточными решениями. А еще значительная часть задач имеет очень спорные формулировки. Трудно понять, то ли мы не понимаем суть задания, то ли авторы привели неправильное решение. Есть настолько загадочные условия, что абсолютно невозможно понять, что спрашивают авторы и что требуется в ответе. Задача становится «решаемой», только если ее сильно упростить, зачастую исключив из нее весь здравый смысл.
Еще больше вопросов к составителям учебников. Оказалось, в учебниках наших детей нет логичной последовательности в изложении предмета. Никакой последовательности. Много «воды», очень странных формулировок и ненужных определений.
Физика это предмет простой, понятный, практический.
Знания направлены на решение задач, на математическое описание с помощью уравнений физических моделей реальных явлений природы.
Так что про современные учебники по физике ничего хорошего я, к сожалению, сказать не могу.
В результате мы скачали из интернета учебники физики братьев Кикоиных за 8-й, 9-й и 10-й классы советской средней школы. Достали с полки Курс Фейнмановских лекций по физике для студентов младших курсов физических факультетов университетов, компилировали все в максимально краткий объем.
Затем дети перерешали множество задач и из книжек, и просто из интернета с многочисленных сайтов по подготовке к ГИА (ОГЭ).
В процессе решения задач и выполнения различных экзаменационных примеров и родилась идея нашего подхода к подготовке к тестовым экзаменам.
Дело в том, что на самом деле вся школьная программа по физике основывается на совсем небольшом количестве физических законов. Большинство этих законов записываются просто и кратко в виде математических уравнений. И их очень просто запомнить. Их удобно применять для решения «числовых» задач. Важно научить школьников использовать эти уравнения для решения «нечисловых» задач и формулировки физических законов и определений.
Кстати, лучше всего показывают красоту физики, как науки, рассказы профессора Фейнмана, которые изложены в знаменитом Фейнмановском курсе лекций по физике. Этот курс доступен в интернете и его вполне можно рекомендовать именно для понимания предмета учащимся, начиная с девятого класса средней школы. Во всяком случае, начало первого тома и вводные параграфы к разделам.
Нам удалось, по-сути, сделать три вещи.
1) Минимизировать количество необходимой для сдачи экзамена информации. Это, кстати, мы сделали просто упорядочив подачу материала.
2) Выбрать эффективную методику изучения предмета.
3) Ввести в процесс обучения правильную систему контроля (и самоконтроля) учащегося за процессом освоения навыков применения полученных знаний.
Эксперимент на собственных детях прошел успешно. Причем не только по физике. И мы продолжили тренироваться на детях знакомых и знакомых наших знакомых.
Как сформировалась Ваша команда?
Дело в том, что наша методика, если так можно выразиться, применяется сугубо индивидуально для каждого ученика. Скорость реакции, особенности памяти, порядок «перекладывания» из краткосрочной в долгосрочную. Все это происходит у каждого абсолютно по-разному. Даже наши младшие, двойняшки, совершенно разные по темпераменту, по способам запоминания информации. И мотивация у них абсолютно разная.
Поэтому невозможно эффективно обучать сразу группу учеников, так сказать, «в среднем по больнице». Именно поэтому в своем курсе мы даем в группах только установочные семинары. В этом году будем давать также вэбинары. Я думаю, это будет сложнее, поскольку невозможно во время изложения материала онлайн мгновенно видеть обратную реакцию. Да и для детей это не совсем привычная форма.
А все остальные занятия строятся на индивидуальном общении куратора с учеником. Как сейчас модно выражаться, на построении «индивидуальной образовательной траектории». Конкретно это выражается в необходимости постоянной обратной связи не только и не столько от учителя ученику, сколько от самого изучаемого предмета к ученику. Обучаемый должен постоянно иметь представление на каком уровне знания (или незнания) он находится. В этом собственно и заключается наше «НОУ-ХАУ».
Пару лет назад я поделился своими мыслями на такое образование с коллегами, своими бывшими однокурсниками, и они подтвердили мои догадки. Оказалось, что они, работая в одном из самых крутых физических НИИ в нашем городе, давно и успешно параллельно репетиторствуют и со школьниками, и со студентами. И тоже применяют похожие приемы.
Нам оставалось только все систематизировать и оптимизировать модель взаимодействия между учителем и учеником. Так и появился на свет наш интенсивный курс по физике.
Изначально, кстати, мы рассчитывали больше на тех выпускников школ, кто хотел улучшить свой результат ЕГЭ по физике на следующий год, либо через два года после окончания. Либо на тех, кто вообще не сдавал физику в школе, но передумал и решил поступать на специальность, где требуется физика. В свое время они уже прошли весь курс в полном объеме, и наша методика как раз отвечала поставленной задаче.
Но потом оказалось, что при достаточной мотивации ученика можно эффективно и при этом комфортно заниматься по нашей методике, начиная где-то с восьмого-девятого класса средней школы. Сначала готовиться к ОГЭ (ГИА), а затем уже к ЕГЭ, расширив круг изучаемых тем.
Поскольку занятия сугубо индивидуальные, наша команда постоянно пополняется новыми членами.
Попутно мы применяем нашу методику к выпускникам университетов, для их быстрой адаптации в условиях реальной научной или производственной деятельности. Это, кстати, актуальнейшая проблема нашего высшего образования. Возможно, даже более актуальная, чем все недочеты школьного образования.
Если Ваша методика настолько эффективна, то почему ее массово не берут на вооружение в школах и институтах?
Тут много причин.
Во-первых, педагогика это очень консервативная область. Консервативнее, на мой взгляд, только медицина. Но и тут они могут между собой поспорить. Образование в нашей стране, вообще, слишком «зарегулированная» и «забюрократизированная» система. Все расписано «сверху» и не самым оптимальным образом. Стандарты, учебники, методики от которых отступать в официальной школе нельзя. Вас просто выгонят. Это Вы своим детям можете преподавать, как лучше. А в школе только так, как надо. Чтобы что-то поменялось в лучшую сторону должно пройти много времени. Слишком много. Поэтому, мы начинаем бесконечно отставать в образовании. Даже не от мифического Запада. А просто от стремительно меняющегося мира.
Во-вторых, субъективный фактор. Ответьте себе на вопрос сами, почему у нас каждый следующий учебник хуже предыдущего? Тут все еще труднее поменять. Слишком много сторонних интересов.
В-третьих, еще один субъективный фактор - педагогические кадры. В школах моих детей были достаточно квалифицированные учителя. Но и они в условиях дичайшей бюрократии не в состоянии что-либо изменить либо модернизировать.
А теперь представьте среднестатистического учителя из среднестатистической школы в глубинке. Там стоит задача выживания, а не прогресса. В лучшем случае «материал дается в полном объеме». Какой индивидуальный подход!?
В-четвертых, вопрос правильной мотивации. Для чего ребенок учится? На эту тему можно спорить бесконечно. Что мы хотим вырастить из наших детей? Чему мы хотим их научить? К чему подготовить? Тут начитать нужно с нас. С родителей.
Определитесь, чего вы хотите от ребенка. И поймите, что он хочет. От вас, от жизни, от окружающего мира. Как он представляет себе свое «светлое будущее»? Только не нужно говорить, что Вы хотите научить его всему. Даже всему тому, что знаете и умеете сами.
Наши с вами дети будут жить в другом мире. В другой реальности. Они будут работать по профессиям, которых еще не существует. Совсем не существует пока, но через три-четыре года они будут самыми востребованными. А те, которые есть, будут стремительно исчезать. И им придется снова учиться. Учиться быстро и «без отрыва от производства». Вот чему мы и должны научить их в первую очередь.
А как появился именно онлайн образовательный курс? Почему не просто репетиторство, либо очные занятия в группах?
Нам стало интересно построить систему, которая могла бы эффективно работать не только и не столько в больших городах. В них все таки есть нормальные школы с нормальными учителями. Есть доходы родителей, которые позволяют нанимать этих хороших учителей для индивидуальных звнятий.
В маленьких городах и в сельской местности, я боюсь, из реальных образовательных ресурсов скоро останется один интернет. И, возможно, для кого-то наш курс станет «мостиком на тот берег» или «лифтом в небо».
Будущее за непрерывным онлайн образованием длиною в целую жизнь. Это не мои слова. Это было сказано на конференции по образованию два года назад. Государство развивает национальный проект "Открытое образование". Дай Бог, чтобы он не превратился в очередной «центр информационно-образовательных ресурсов».
Какие наиболее трудные проблемы есть у Ваших учеников? С чем вы сталкиваетесь чаще всего?
Сейчас в голову ребенка проникает большое количество информации, просто огромное. Он не в состоянии не только ее произвольно запомнить, и в нужный момент извлечь, он даже не в состоянии из под этого «белого информационного шума» извлечь ранее усвоенную полезную информацию.
У большинства детей отсутствуют какие-либо информационные фильтры. У них нет устойчивого навыка верификации получаемой информации. То есть проверки ее достоверности. Отсутствует навык произвольной концентрации на каком то определенном источнике информации более менее продолжительное время.
Как и все мы, современные дети лучше усваивают любую эмоционально окрашенную информацию. Чем сильнее эмоция, тем сильнее все, что с ней связано, застревает в головах. И тут школьным программам тяжело соперничать с сериалами, компьютерными играми и социальными сетями.
Но голова - не помойка. Туда нельзя закидывать все что попало, это очень опасно. Просто опасно для здоровья — и для душевного, и для физического.
И современная российская школа, не придумав ничего лучшего, заваливая учеников на добрую половину бесполезной информацией, вовсе не думает о том, как сделать, чтобы ребенок эту информацию воспринимал, осознавал и усваивал.
Низкая мотивация всех участников учебного процесса, отсутствие яркого положительного эмоционального фона — вот что является смертным приговором системе современного образования.
Для каких учащихся в первую очередь предназначен Ваш курс?
Для мотивированных. Чем выше мотивация ученика, тем быстрее, проще, комфортнее и эффективнее его обучение.
Причем не нужно понимать мотивацию узко, только как мотивацию на получение новых знаний по физике. Такая мотивация бывает у единиц из миллионов. Если даже не из сотен миллионов - Эйнштейн, Ферми, Ландау, Фейнман. Если ваш ребенок такой, то он сам всего добьется и все усвоит. Главное, не мешать ему быть гением.
Нормальная мотивация, эффективная для применения нашей методики, это когда выпускник, например, хочет быть летчиком, поступить в авиационный институт, но с физикой у него «не очень». Да еще при этом он увлекается спортом, и свободное время у него ограничено. Ему нужно просто хорошо сдать ЕГЭ по физике, чтобы хватило баллов при поступлении и чтобы потом не испытывать сильных затруднений во время обучения в институте. Когда в условиях ограниченных ресурсов нужно максимально эффективно подготовиться к тестовому экзамену, натренировать навык решения экзаменационных заданий. Максимально хорошо, за максимально короткое время. Это и есть эффективность.
Не так важно научить какому-то конкретному навыку, как привить навык обучаемости. Научить самостоятельно учиться. Самостоятельно понимать, что и для чего ты учишь. Знать, как самостоятельно проверить качество своих знаний и навыков. И это уже относится ко всем предметам.
Умение самостоятельно эффективно обучаться — вот главный навык для всех нас уже в самом ближайшем будущем.
Каков был финансовый порог входа в Ваш проект? Сколько потребовалось вложить денег, чтобы начать заниматься обучением, как бизнесом?
В нашем случае совсем небольшой. Можно даже сказать, что мы нашли «дверь без порога». Но я думаю, что во многом это определяется тем, что для нас всех в первые три года наш проект не был единственным источником средств к существованию.
Этот проект — наше увлечение, наша страсть. Стремление попробовать сделать что-то по-другому. Лучше, проще, эффективнее. Доказать самому себе, что твое представление о мире правильное. Что твои идеи работают и приносят результат. Что твои идеи полезны другим людям, наконец.
Потом к этому добавляется удовлетворение от того, что ты можешь, занимаясь любимым делом, зарабатывать на жизнь.
На самом деле наш проект пока и не рассчитан на получение прибыли - все получаемые средства мы вкладываем в его развитие и совершенствование.
Сейчас настал этап автоматизации системы коммуникаций между учеником и преподавателем. Как сделать так, чтобы при индивидуальном обучении оптимизировать порядок время и способ общения между обучаемым и обучающим? Вот задача, которую мы сейчас достаточно успешно решаем. Мы оптимизируем возможные пересечения индивидуальных траекторий учащихся и на основе этого простраиваем последовательность эффективных коммуникаций как обучаемых с кураторами, так и обучаемых между собой. Задача на стыке математики и психологии. На самом деле, интересная научная задача. В такой постановке ее пока мало кто пытается решить.
Помогало ли Вам в Вашем бизнесе то, что Вы, по сути, являлись и потребителем своих услуг?
Да, конечно, я на любой бизнес всегда смотрю с потребительской точки зрения. Наверное, когда у тебя один ребенок и с доходами все нормально, ты готов отдавать пару тысяч за урок. А если у тебя их двое или трое, и ещё множество всяких других расходов? Поэтому вариант онлайн-курсов — самый оптимальный способ получать реальную пользу от обучения за приемлемые деньги.
А если говорить про сам подход к ведению бизнеса, есть в образовании какие-то необычные сложности?
Основное отличие от тех видов бизнеса с которыми мне приходилось работать и в качестве эксперта, и в качестве консультанта, заключается в том, что в образовательном бизнесе главным способом продвижения своих услуг на рынок является «сарафанное радио».
Мы только в этом году дали рекламу в интернете. И, что самое интересное, по нашей рекламе к нам приходили в основном знакомые наших учеников. Реклама лишь выступала в роли некоего тригера, повода записаться на курс.
У Вас ограничено количество учащихся. Набор на новый учебный год всего двести человек. Это должно сильно мешать масштабировать бизнес. Неужели у вас нет планов какой-либо экспансии на рынок образовательных услуг?
Я вообще считаю, что хорошее образование не масштабируется. Невозможно масштабировать Оксфорд, Кембридж или Гарвард.
Не так давно была попытка российских московских ВУЗов «масштабировать» свой образовательный «бизнес» путем открытия филиалов в регионах. Ничего хорошего из этого не вышло.
Возможен постепенный рост. Очень постепенный. Масштабирование — это удвоение, утроение, удесятерение. Это все не про образование. В образовании можно путем постепенных улучшений, внедрения более эффективных составляющих в модели коммуникаций, технической оптимизации составляющих процесса обучения понемногу расти. Увеличивать количество учеников, сокращать время получения определенных навыков, расширять набор преподаваемых предметов. И все.
Можно, наверное, вложив кучу денег в рекламу, привлечь в пять раз больше учеников. Получить в десять раз больше выручку. И на этом бизнес быстро закончится. Поскольку упадет качество обучения, это сразу же станет известно. «Сарафанное радио» работает в образовании, как нигде.
Мой нынешний проект нравится мне тем, что, во-первых, это все еще нужно и еще долго будет необходимо моим собственным детям. Непрерывное образование длиною в жизнь — вот наше будущее. И оно уже здесь!
Во-вторых, мне просто интересно взглянуть на некоторые привычные вещи под другим углом.
Ведь цель нашего проекта — научить любого ребенка с удовольствием заниматься самообучением будущей профессии, а не простым накоплением максимального количества информации.