Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Внутри немецкого истребителя танков "Jagdtiger"

Немецкий истребитель танков Jagdtiger примечателен несколькими моментами. Во-первых, 75-тонная машина по сей день является самым тяжелым серийным образцом бронетехники. А во вторых – это последняя разработка, внедренная немецкими инженерами до окончательного разгрома Германии.

По замыслу конструкторов, машина была идеальной: пушка позволяла вести огонь на безопасных расстояниях из засад. А лобовая броня позволяла выдерживать обстрел самыми массовыми союзными танками. На на деле, в последний год Второй Мировой условий для реализации подобной тактики оставалось все меньше, и неповоротливые САУ часто поражались в борт и корму. А авиация безнаказанно вскрывала "Ягдтигр" через  40-мм крышу
По замыслу конструкторов, машина была идеальной: пушка позволяла вести огонь на безопасных расстояниях из засад. А лобовая броня позволяла выдерживать обстрел самыми массовыми союзными танками. На на деле, в последний год Второй Мировой условий для реализации подобной тактики оставалось все меньше, и неповоротливые САУ часто поражались в борт и корму. А авиация безнаказанно вскрывала "Ягдтигр" через 40-мм крышу

САУ была построена на основе шасси тяжелого танка Pz.Kpfw VI Ausf.B (Tiger II). От него она унаследовала 700-сильный 12-цилиндровый мотор Maybach HL 230, которого еще в «Тигре» было недостаточно – а что говорить о потяжелевшей на 5 тонн машине! По этой причине подвижность «Ягдтигра» была ограниченной, а мотор и ходовая часть работали на пределе, часто выходя из строя.

Корпусы будущих истребителей танков в цехах завода "Нибелунгверке". До конца войны удалось передать в войска лишь 79 машин
Корпусы будущих истребителей танков в цехах завода "Нибелунгверке". До конца войны удалось передать в войска лишь 79 машин

При этом защищенность и огневая мощь истребителя танков были на высоте. Бронирование корпуса во лбу составляло 150 мм при наклоне в 50 градусов. А лобовой лист рубки достигал рекордных 250 мм, пусть и с меньшим наклоном – всего 15 градусов. Естественно, в остальных проекциях машина была защищена хуже: борт и корма корпуса и рубки состояли из 80-мм бронелистов. Крыша рубки обладала толщиной в 45 миллиметров. И этого было критично мало. Дело в том, что в завершающем этапе войны, немцы действовали в условиях вражеского превосходства в воздухе. Потому не так был страшен танк противника, как штурмовик, который безнаказанно уничтожал неповоротливые машины.

"Ягдтигр" из 653-го тяжелого батальона истребителе танков, уничтоженный внутренним взрывом
"Ягдтигр" из 653-го тяжелого батальона истребителе танков, уничтоженный внутренним взрывом

Теоретически, максимальная скорость составлял 40 километров в час, но практически – была ниже. А на пересеченной местности исполинская САУ едва развивала более 15 километров в час. При этом, удельное давление на грунт превышало 1 килограмм\квадратный сантиметр, что существенно ограничивало сферу применения машины.

Эту машину бросил собственный экипаж из-за поломок трансмиссии
Эту машину бросил собственный экипаж из-за поломок трансмиссии

Но все это теоретически перекрывалось превосходной 128-мм пушкой с баллистикой, позволявшей вести стрельбу на расстояниях недосягаемых для ответного огня. Бронебойный снаряд Pz.Gr 40\43 мог поразить до 190 мм брони на расстояниях в 2 километра. А опыт применения на Западном фронте показал, что эта пушка могла поражать технику противника на расстояниях свыше 3,5 километров.

Несмотря на превосходное орудие, машина больше навредила экономике Германии, которая уже не могла позволять себе такие дорогостоящие проекты
Несмотря на превосходное орудие, машина больше навредила экономике Германии, которая уже не могла позволять себе такие дорогостоящие проекты

За период с 1944 по 1945 год было выпущено 79 машин, что не могло оказать сколь существенного влияния на приближающееся поражение. Условия войны не позволяли использовать САУ по предназначению, и большинство машин были уничтожены в городских боях, где их масса и подвижность становились критичными недостатками. Кроме того, немалую часть истребителей танков бросали экипажи по причине частых поломок трансмиссии и двигателя.

Некоторая часть машин была оснащена подвеской конструкции Фердинанда Порше, которая была значительно дешевле и технологичней
Некоторая часть машин была оснащена подвеской конструкции Фердинанда Порше, которая была значительно дешевле и технологичней

Сегодня мы рассмотрим внутренности легендарной машины, и посмотрим, в каких условиях действовали немецкие танкисты на исполинском Panzerjager Tiger.

"Ягдтигр" в деталях

Экипаж немецкой САУ состоял из шести человек. В корпусе располагался механик-водитель с стрелок-радист. А в рубке - командир, наводчик и два заряжающих. Последнее обстоятельство было необходимостью, так как заряжание машины было раздельно-гильзовым.

Укладка метательных зарядов к бронебойному снаряду Pz.Gr весом в 15 килограмм. Масса самих снарядов (ниже) - 28,3 килограмма. Это объясняет наличие двух заряжающих
Укладка метательных зарядов к бронебойному снаряду Pz.Gr весом в 15 килограмм. Масса самих снарядов (ниже) - 28,3 килограмма. Это объясняет наличие двух заряжающих
Вид на открытую кормовую дверь рубки. Через нее производился демонтаж орудия и пополнение боекомплекта
Вид на открытую кормовую дверь рубки. Через нее производился демонтаж орудия и пополнение боекомплекта
Вид на кронштейны крепления зарядов справа от казенной части орудия
Вид на кронштейны крепления зарядов справа от казенной части орудия
Вид на место наводчика с позиции заряжающего. Машина получила прицел W.Z.F. 2\7 (или 2\1) с панорамой в 7 градусов и 10 кратным увеличением
Вид на место наводчика с позиции заряжающего. Машина получила прицел W.Z.F. 2\7 (или 2\1) с панорамой в 7 градусов и 10 кратным увеличением
Общий вид на рубку. Что примечательно, на этом экземпляре отсутствует прицел, зато можно рассмотреть длинную рукоять люка
Общий вид на рубку. Что примечательно, на этом экземпляре отсутствует прицел, зато можно рассмотреть длинную рукоять люка
Вид на место командира экипажа
Вид на место командира экипажа
Отверстие слева - под прицел наводчика. Справа впереди - командирский люк с перископическим прибором наблюдения
Отверстие слева - под прицел наводчика. Справа впереди - командирский люк с перископическим прибором наблюдения
Вид на моторное отделение и открытую кормовую дверь рубки
Вид на моторное отделение и открытую кормовую дверь рубки
Место механика-водителя, которое аналогично таковому в "Королевском Тигре". По традиции, вместо рычагов было установлено импровизированное "рулевое колесо". Под педалями водителя находился контроль над 700-сильным мотором, которого было недостаточно для массивной машны
Место механика-водителя, которое аналогично таковому в "Королевском Тигре". По традиции, вместо рычагов было установлено импровизированное "рулевое колесо". Под педалями водителя находился контроль над 700-сильным мотором, которого было недостаточно для массивной машны
Приборный щиток располагался справа - над трансмиссионным кожухом.  Справа от "руля" - селектор полуавтоматической коробки передач
Приборный щиток располагался справа - над трансмиссионным кожухом. Справа от "руля" - селектор полуавтоматической коробки передач
Вид на место стрелка-радиста, вооруженного 7,92-мм пулеметом MG-34
Вид на место стрелка-радиста, вооруженного 7,92-мм пулеметом MG-34

Спасибо за внимание! Данный материал является дополнением к циклу статей об истории создания и боевого применения последней САУ той Германии. Ниже - ссылки на материалы:

Jagdtiger - большой провал? Часть-1

Проблемы самой тяжелой немецкой САУ. Часть-2

Jagdtiger: итоги недолгого боевого пути. Часть-3

Winkelzielfernohr (W.Z.F.) 2/7 либо 2/1 с кратностью 10х и полем зрения 7°.