Сегодня закончим с 1979 годом, богатым на мировые хиты, вошедшие в Топ-500. В прошлом выпуске были представлены, среди прочих, по несколько композиций Pink Floyd и Clash. Последние попали аж с тремя композициями с альбома Clash в Топ-500. Две были в прошлом выпуске, третья - Train In Vain, которая занимает в списке 298 место, будет сегодня открывать статью. Clash в 1979 году продолжает играть панк (напомню, что Джо Страммер, лидер группы, получил озарение во время своего выступления на одном концерте с Секс Пистолз. Поскольку Clash в панк-среде представляли что-то вроде интеллектуальной его составляющей, то они довольно быстро от панка перешли к пост-панку, да и вообще стали как бы вне стиля, хотя приёмы использовали прежние. И не зря - целых пять композиций в Топ-500 для панка это очень много.
Чуть выше, на 290 месте Элвис Костелло и группа The Attractions с композицией (What's So Funny 'Bout) Peace Love And Understanding? Британец Элвис Костелло тоже начинал в панке, вернее в так называемом паб-роке. Своего рода андеграунд нью-йоркского Ист-Сайда, где в маленьких клубах и зародился панк. Эклектичный образ Костелло - очкастого ботаника, орущего со сцены благим матом песни протеста, был довольно популярен долгое время. Семь его альбомов входили в британскую двадцатку, он перепробовал себя во многих стилях, являясь одним из первых исполнителей новой волны, не брезговал и кантри. Ему присвоили неофициальное звание "первый поэт панка", хотя панк и поэзия мало совместимы, да и сам Костелло скорее битник, или "рассерженный молодой человек", просто не сороковых, а семидесятых годов
У Эдуарда Лимонова есть прекрасный рассказ "Первый панк", где он описывает своё посещение в 1978 году клуба CBJB - мекки паб- и панк-рока. Очень интересно почитать про атмосферу панк-концертов периода становления панков. Так вот уже тогда более-менее аналитически думающие люди понимали родство панка и бит-культуры 50-х годов. История и культура двигаются по спирали. Лимонов как раз и описывает монструозное мероприятие - концерт панк-групп вперемешку с чтением битниками стихов и что из этого вышло. Элвис Костелло, кстати, на том концерте тоже выступал, как и Андрей Вознесенский. Иногда узнаёшь самые невероятные, но жутко интересные вещи. Пели на том концерте и весёлая группа The B-52's, которых тоже можно было бы поначалу причислить к панку за беспринципность, но это скорее довольно симпатичный городской гитарный рок новой волны с элементами глума и театральности. Как раз в 1979 году они выпустили песню Rock Lobster, которая в Топ-500 заняла высокое 147 место. Интересно, пели-ли они её на том концерте, который описал Лимонов?
И вот наконец мы добрались до старого рока. Потому что на 258 году находится песня Highway To Hell группы AC/DC с неподражаемым вокалистом Боном Скоттом, который, к сожалению, в следующем году пал жертвой алкоголя. AC/DC не то, что "старый рок", но крайне консервативные его последователи. Талант Ангуса Янга на гитарные риффы и крайне жёсткое исполнение материала мне всегда импонировали. Нравился мне плотный звук группы, которую мы, по малолетству, отчего-то считали металлической, а это простой добротный громкий хард-рок
На 251 месте, ровно в середине списка, находится композиция, давшая начало рэпу - и с точки зрения манеры исполнения, и с точки зрения смыслов. Она называется Rapper's Delight и это дебют группы The Sugarhill Gang. Если вы послушаете бас-бит, то он вам покажется знакомым, но об этом чуть ниже. А явление рэпа случилось следующим образом - ребята взяли минусовку диско-ритма из известной композиции этого же года группы Chic (и о ней ниже) и наговорили текст чуть-ли не с колёс, без предварительной подготовки. Оригинальный номер длится 15 минут и предназначен он был. конечно, для танц-пола. Как оказалось, речитатив (а не пение) под ритмическую музыку понравился публике
Ну а теперь про сам этот басовый ритм - он принадлежит американской группе Chic и был ею придуман для композиции Good Times. Волею случая, на записи в студии присутствовал Джон Дикон, басист группы Queen, который и позаимствовал эту партию для композиции Queen, которая называется Another One Bites The Dust - с альбома 1980 года The Game (по ссылке моя статья про этот альбом). Самое интересное, что у ребят из Chic претензий к Дикону никаких не возникло, а возникли претензии к музыкальным критикам, которые их обвинили в плагиате, хотя их композиция вышла годом ранее. Сама же оригинальная композиция в стиле диско (а это первое его появление в моих статьях) заняла 229 место. Ну и, справедливости ради, Дикон слегка изменил басовую линию, сделав её основным элементом рок-композиции в стиле фанк, а у Chic это не более. чем ритмическая диско-подложка для вокала
А закончим мы 1979 год композицией. попавшей на 104 место. Это королева диско Донна Саммер с песней Hot Stuff. Как певица Донна начинала на подпевках у известной в начале семидесятых поп-рок-группы Three Dog Night - такой факт.
В следующем выпуске будут песни 1978 года, попавшие в Топ-500
До встречи
Другие выпуски из серии про "Величайшие песни всех времён" из Топ-500 журнала Rolling Stones по годам можно посмотреть по следующим ссылкам:
Вводный обзор
Семидесятые - выпуск 1 (1979)
Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)