Найти тему
Саша Сторожев

Вернуться к варианту Глинки

С гимнами России также не повезло, как и с прочей государственной символикой. В течение многих лет гимнами страны считались мелодии иностранного происхождения. До 1833 это был британский гимн «Боже, храни короля!», в 1917-м (при Временном правительстве) – французская «Марсельеза», в 1917-1944 – французский же по происхождению «Интернационал». Это тем более удивительно, что в России как минимум со времён Глинки сформировалась одна из мощнейших в мире композиторских школ, где что ни имя – то гений мирового масштаба. А по факту и до Глинки у нас были значительные, талантливые композиторы, вполне способные сочинить патриотическую мелодию для соотечественников. Тем не менее, политики предпочитали заимствования из-за границы.

Гимнов собственного изобретения в истории России было три. В 1833-м появился знаменитый монархический гимн «Боже, царя храни!» композитора Алексея Львова, продержавшийся до Февральской революции 1917-го. В 1944-1991 годах советские граждане жили под звуки гимна «Союз нерушимый» композитора Александра Александрова, именно эта же музыка используется в качестве современного российского гимна с 2000 года, но естественно с другими словами. В 1990-м в РСФСР был введён собственный гимн, который после распада СССР остался единственным, - так называемая «Патриотическая песнь» Глинки, к которой слова так и не придумали (точнее, ни один из вариантов – а их было множество – не утвердили), и которая продержалась в официальном статусе до 2000 года.

Ныне используемый гимн был введен накануне нового тысячелетия и таким образом держится в России уже 18 лет. Бесспорно, что музыка в нем гениальная. Александров не был гением, не был великим композитором, но именно этот гимн ему удался несомненно. Есть мнение, что главную мелодию он заимствовал у Василия Калинникова – так это или нет, в данном случае вопрос не принципиальный и не снижает степени талантливости музыки как таковой. Более того, если оно так, то лишь говорит о глубоко русских национальных истоках этой торжественной мелодии, никак не связанной с коммунистической идеологией. И с этой точки зрения мелодия (да и музыка в целом) нынешнего гимна безупречна.

Что очевидно плохо в сегодняшнем гимне – это слова. Сергей Михалков – далеко не бездарный автор, и его же слова к гимну СССР (и в первой редакции, и во второй) – лишь одно из свидетельств его таланта. Однако третий вариант ему явно не удался: он очень коряв, изобилует такими перлами как «…одна ты на свете, одна ты такая», «так было, так есть и так будет всегда» - к настоящей поэзии не имеющими никакого отношения.

Но даже не в этом главный недостаток нынешнего гимна: в конце концов, слова можно сочинить другие, тем более, что на конкурс в 2000 году было подано более шести тысяч вариантов – наверняка, даже там есть не плохие. Главный недостаток – это явная его отсылка к советскому прошлому. По сути, это гимн другой страны (СССР), другой идеологии (коммунизма), другой эпохи. Гимн великой социалистической державы, к каковой нынешняя Российская Федерация имеет весьма отдалённое отношение. Этому гимну никогда не избавиться от определения «советский», «сталинский» - для кого-то это плюс, для кого-то минус, но в любом случае это – не гимн буржуазной республики, каковой сегодня и по факту, и по конституции является Россия.

А какова же альтернатива?

Думается, что «Патриотическая песнь» Глинки – наилучший вариант. Её репутация несколько «подмочена» тем, что она ассоциируется с Россией 1990-х, с бесславным ельцинским безвременьем. Но c другой стороны, не стоит забывать, что принималась она в 1990-м, в тот короткий отрезок времени, когда в РСФСР/РФ наблюдалась подлинная демократия (до 1993 г., до октябрьского государственного переворота) – пусть неумелая и незрелая, но всё-таки демократия. Когда были действительно светлые (пусть и весьма наивные) надежды на возможность подлинного обновления, истинной демократии. Ну, и конечно, имя великого Глинки, первого русского композитора – это существенный аргумент «за». Быть может, это не самое его лучшее сочинение, но величие этого гения как такового – бесспорно, и иметь гимн на музыку такого творца – честь для России.

Что касается слов к этой мелодии, то придумать их возможно. В 1990-е годы проводились конкурсы (лучшим был признан текст Виктора Радугина), можно воспользоваться его плодами, можно провести новый – уверен, что талантливых вариантов будет предложено немало.