Родилась без мук и стремительно мысль: уважай своего внутреннего ребенка, как уважаешь своих внешних. Свежая мысль, да? А главное, столь же полезная, как призыв "возлюби себя, наконец", транслируемый психологами всея Руси и за ее пределами. Возражений-то особо эта идея не встречает, только вот основной вопрос остается открытым - как? Понятно, что надо любить себя, чтобы был ресурс любить других, хотя бы родных, близких и друзей. Непонятно, сколько вешать граммов, то бишь - как конкретно это реализовать на практике.
Вот так и с уважением.
Сколько встречаю девушек, женщин, молодых мам, столько слышу и вижу трудности с границами. Провела день с ребенком. Устала. Пришел муж и не понимает - а чего ты устала-то? Дома же сидела. Вот раньше-то матери уставали, когда не было стиральных машин и памперсов, а ты с жиру бесишься, - вторит старшее поколение. И женщина не позволяет себе сердиться в ответ на обесценивание и нарушенные границы. Наоборот, задумывается - наверное ведь они правы, и правда ведь ничего тяжелого я не делаю, грех жаловаться.
Замужние, но бездетные женщины, работая наравне с мужем, позволяют ему продавить их границы на тему "женщина Должна хранить домашний очаг", говоря прозаичнее, ежедневный нудный быт типа готовки, уборки, глажки и тэпэ - не мужское дело. И вместо того, чтобы рассердиться и подискутировать на тему равных доходов и энергозатрат на работе, женщина выбирает "мир в семье" и покорно изо дня в день исполняет обязанности у плиты и вальсирует с пылесосом. Хорошо, если и правда вальсирует.
Но ведь мы не ругаем и не гнобим своего ребенка (речь, конечно, об осознанных родителях, читающих не Спока, а хотя бы Ньюфелда и Петрановскую) - за то, что он имеет повышенные потребности во внимании, за его чувствительность в период колик или прорезывания зубов, за его нежелание идти в садик. Не оставляем его плакать одного, приговаривая - нечего тут, с нами никто не носился, и ничо, выросли. Уважаем его потребности, разрешаем ему быть не таким, какие были мы, не таким, как соседский Петя или как его собственные братья-сестры в его возрасте.
Вот так и с внутренним ребенком. Погуляли с ребенком в парке и устали? Принимаем этот факт - и останавливаемся. Не спрашиваем себя, а чего это ты устала-то? Не удивляемся, не протестуем, просто слышим себя и называем вещи своими именами. Без оценок. Особо настойчивым близким можно отвечать вариациями на тему "я слышу, что ты удивлен(а), что я устала, и все-таки это так". То есть они имеют право отреагировать на эту информацию, но мы не присваиваем их реакцию себе, не ставим под сомнение свое право на именно то состояние, которое есть.
Если считать перфекционизм стремлением быть идеальной для всех вокруг, то уважение к себе и своему внутреннему ребенку и соответствующий разумный эгоизм вполне можно считать "изнанкой перфекционизма". Не слишком симпатичной для окружающих, но - важной для собственной счастливой и гармоничной жизни.
Кстати, отрицание факта и протест сжирают приличное количество энергии. Принимая здесь-и-сейчас собственную усталость безоценочно, мы прокачиваем собственную энергоэффективность и, вполне возможно, следующая прогулка в парке пройдет для нас более радостно)