Продолжение цикла текстов «Каждый Бэтмен, каждый Робин».
Будем честны, мало кому интересно читать о жизни школьников, если этот период давно пережит. Многие вспоминают его как бесполезно потраченное время, а лишний раз окунаться в воспоминания о школе ー ну такое себе удовольствие, разве что вспомнить друзей. В итоге, считая, что вас это не касается, вновь возвращаетесь к ленте instagram и ВК.
Что я имею в виду? У каждого из нас есть личные внутренние конфликты: от пустивших корни комплексов до банальных трудностей на учебе/работе и ряд проблем в нашем сознательном и бессознательном поведении. Вдаваясь в подробности формирования личности детей, вы даете себе шанс решить как свои проблемы, так и помочь близким. И вместо «Да все будет хорошо», «Они просто тебя не понимают» компетентно подойти к решению проблемы, а не заглушать ее. Также владея знаниями, вы улучшаете своё психическое здоровье ー залог успешной, разумной и счастливой жизни.
«Не позволяйте себе быть таким убежденным в неразрешении какой-либо проблемы, а также не позволяйте чувствовать себя комфортно с ее существованием».
Общаясь с людьми из прошлого поколения, мы часто встречаем ностальгию в их словах: «раньше было лучше», «новое поколение ужасное, грубое и тупое». Предлагаю с этим смириться. Но они точно правы в одном ー мы сильно отличаемся мышлением, интересами и способностями.
Проанализируем эксперимент с мишенями ー исследование коллективизма в классе, проведенное в 70-е годы.
Участника заводят в тир, где висят две мишени. Подросток выбирает, в какую стрелять. Он знает, что если стрельнет в мишень №1, получит 1 рубль. Если стрельнуть в мишень №2, то рубль пойдет на нужды класса.
После разрешения стрелять на мишени №1 загораются 16 лампочек ー выстрелы предыдущих участников, а на мишени №2 ー всего 2. Горящие лампочки ー ложь, которая влияет на участника, создает мнение, что одноклассники думают только о себе, а это противоречит коллективизму и целям СССР в целом. Каждый школьник был разочарован, хмурился и раздумывал, как же правильно поступить.
В итоге 80% участников выстрелили в мишень №2. Цели исследования имели позитивный результат для организаторов эксперимента ー большинство удовлетворяло актуальные в то время требования к человеку.
Каждый из вас может поставить себя на место участников, вспоминая школьные годы, сбор средств на ремонт школы или нужды класса, негодование родителей из-за отсутствия изменений, и проанализировать решение современных школьников, если вознаграждение было бы 500-600 рублей.
Мы выяснили, что школьники 70-х стремились удовлетворить нужды общества, их чувство коллективизма, ответственности за других и возможность быть полезным соответствовало системе СССР.
Зная, что каждый человек психически и физически отличается от других, могу сказать, что такая система губительна для общества. Воплощая в реальность моральные убеждения социального альтруизма, субъект жертвует своими целями, талантом и самобытностью. Он подавляет собственное «Я» и перестает отличаться от других, или же становится психом, опасным для общества. Это тормозит мировой прогресс в целом, не давая развиться новаторам и создателям. Многие знают на примере антиутопий: «Мы» Замятина, «1984» Оруэлла или «451 градус по Фарингейту» Брэдбери ー единая система, отвергающая любое отличие, аморальна для жизни человека. От существования гендерных различий до генетически переданных индивидуальных особенностей мозга и даже внешности, мы не способны сохранять единое мнение о жизни и не можем следовать единому пути развития. Это относится не только ко взрослому человеку, но и к подросткам.
Люди не просто сменяют друг друга из поколения в поколение, мы с огромной скоростью меняем среду, которая нас окружает, за счет чего совсем по-другому адаптируемся и воспринимаем мир.
В мире, где богом стал интернет, роботы заменяют людей в качестве рабочих на фабриках, таксистов и даже врачей. Все это переворачивает мир с огромной скоростью, а с ним и наше мышление. Мы найдем и изучим информацию быстрее, чем пульт от телевизора, который у кого-то все еще завернут в пленку.
Именно не способные адаптироваться в новой среде взрослые, особенно родители и учителя, не находят путь к взаимодействию и пониманию детей и подростков, начиная бороться с индивидуальным развитием субъекта, не веря в его ум, подгоняя его под свои рамки морали. Для современного ребенка это чревато развитием комплексов, неврозов и нарушением психического здоровья в целом.
Заканчивая введение в новую возрастную группу, мы понаблюдаем две жертвы в этой “бесперспективной” системе образования .
Жертва №1 ー ты (школьник, студент).
Винить систему можно вечно, но именно вы находитесь в ней. Жизнь ー игра, а вы играете не на своей территории. Сопротивление в виде жалоб, ворчания и обид ー это не протест, это подчинение.
Бессмысленно отрицать, что интересно все: от физики, биологии и химии до истории, обществознания или ИЗО. Просто вас не умеют этим заинтересовать, а это уже другой вопрос. Школьные знания формируют мышление, но оно сломается и станет плоским, как у всех, если сам не будешь участвовать в его формировании.
Глобальная проблема в процессе обучения ー это пассивность учеников, стабильное молчание. Не задавать вопрос учителю, стесняться ответить из-за боязни ошибиться и выглядеть глупо ー именно из-за этого вы потом сталкиваетесь с тем, что не знаете, чего хотите. «Куда поступать?», «Кем мне потом работать?», «Блин, я отчисляюсь, потратил(а) 3 года, ЧЕРТ, НЕНАВИЖУ, буду поступать туда...». Или же в более далеком будущем не предложите классный проект на работе, думая, что вас осудят или засмеют, и так далее.
Роль вопроса и какие вопросы можно задавать мы разберем в продолжении темы, но я советую спрашивать все, что заинтересовало или было непонятно, по теме или нет.
Жертва № 2 ー педагог.
Подумайте о том, что многие учителя пострадали от того, что вы сами осуждаете ー от существующей системы образования, которая может сильно навредить и сделать безразличным, некомпетентным, неадекватным, безэмоциональным и скучным. Осуждать их за то, что они были воспитаны в другой среде ー глупо. Я бы посмотрел на вас, родись вы в СССР и живи среди таких же сверстников. Тогда вы точно так же осуждали бы всех подростков и хотели бы вернуть то пионерское время. У них другое восприятие, другое мышление, они не распоряжаются знанием так, как можете это вы, и не знают, как адаптировать обучение под новое поколение.
Будучи недовольными и возмущенными, лучше не просиживайте штаны, стекляными глазами смотря в учебник, а помогите им отыскать запылившийся интеллект и пробудить интерес к общению с вами. Обидки и осуждение тут не помогут.
«Умоляю, пробудите в себе любопытство, больше делайте и не бойтесь ошибаться»
P.S. Если в вашем окружении есть школьники, помогите им задуматься, отправьте этот текст.