Интервью с преподавателем изобразительных искусств г. Коммунар Гатчинского района Ленинградской области Кройтор Ириной Ивановной.
Ирина Ивановна, что побудило Вас дать это интервью?
У меня есть иного публикаций по наболевшим социальным проблемам, и это интервью для газеты «Новый Петербург» я даю в связи с постоянно ухудшающейся ситуацией в системе образования, начиная с первых лет «перестройки». Это особенно заметно людям нашего поколения.
Какое поколение работников системы образования Вы представляете?
Я закончила десять классов «на стыке времен» – в 1990 году. Это была еще хорошая советская школа, которая формировала всесторонне развитую личность, а не профессионального потребителя. После школы я окончила Ивановское художественное областное училище, а затем– Шуйский государственный педагогический университет. Прохожу, как все преподаватели систематические аттестации по месту работы.
Вы считаете, что профессиональный потребитель не может быть человеком творческим?
Да. Я считаю, что не может, так как потребитель «заточен» на то, чтобы брать.
По-моему это спорное утверждение, но мы об этом поговорим позже. А сейчас я хочу спросить Вас о вашей работе в школе и творчестве, так как это, наверно, будет интересно читателям.
Я двадцать лет работаю преподавателем ИЗО и занимаюсь творчеством: пишу картины, организую выставки, сочиняю стихи, которые публикуются в различных сборниках, газетах и журналах.
Я полагаю, что интервью для газеты «Новый Петербург» Вы даете не для того чтобы говорить о себе. Вы хотели говорить о системе образования, и в частности о воспитании творческой личности. Отсюда вопрос– что вы считаете творчеством?
Творчеством я называю способность создавать нечто свое в соответствии с красотой и гармонией. Так как я художник, у меня есть свои определенные критерии красоты и гармонии. Для меня в этом смысле являются примером такие разные художники, как И. Левитан и Н. Рерих. Существует огромное разнообразие школ живописи, но главным для них является высокий профессионализм и глубина раскрытия образа. А в современной школе очень мало внимания уделяется именно творчеству. Это выражается в отношении к ученикам. Их загоняют в рамки стандартов. Это касается не столько уроков ИЗО, сколько в целом системы образования. Естественно, это отрицательно сказывается на отношении к такой творческой дисциплине как ИЗО. Да, я имею в виду ЕГЭ, который формирует определенный тип мышления, а именно не умение самостоятельно мыслить, критично отбирать информацию, работать с текстом и грамотно выражать свои мысли при отстаивании своего мнения.
Это Вы говорили о проблемах учащихся. А как обстоят дела с учителями?
Тут разные проблемы:
Первое – это качество подготовки молодых педагогов. Оно низкое. Это, прежде всего методика подачи материала и слабое знание детской психики.
Второе – обострилось противоречие в школьном коллективе между руководством и рядовым педагогическим составом. Например, в школе, где я работаю сейчас, распределение стимулирующего фонда осуществляется не решением трудового коллектива, а единолично директором. А это прямое нарушение закона. Это внутренний не исправимый в существующих условиях порок системы образования. Я считаю, что школы, как общественный институт, должны своими внутренними отношениями воспитывать молодежь в духе справедливости и уважения к личности и мнению коллектива, которого сейчас нет, но который должен быть.
Третье – это проблема отлучения учащихся от тех задач, которые были неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса в советской школе. Это и самообслуживание, и поддержание санитарного состояния аудиторий, и элементов благоустройства на территории школы. Это и уроки труда для мальчиков и девочек с привитием базовых навыков домоводства и более углубленного изучения некоторых трудовых процессов. Это шефство предприятий над школами и экскурсии на производство.
Сегодня учащихся в школах сознательно отлучают от труда и не воспитывают это такое важное в жизни качество, как совместная деятельность и взаимопомощь. Сегодня мы уже видим определенные итоги такой воспитательной системы, порождающей людей, относящихся к труду к окружающим и даже близким людям совершенно безответственно.
В чем Вы видите решение проблем?
Первое – отменить ЕГЭ и, если коротко, вернуться к лучшим образцам советской системы образования и воспитания в школе. Лично мне нравится, что стали выпускать буквари сталинских времен и учебники логики и психологии того же времени.
Второе ‒ вернуть в среднюю школу элементы т.н. политехнического направления советской школы, включая договоры о шефской помощи школе производственных предприятий, особенно если они градообразующие.
Третье – законодательно усилить роль трудового коллектива школы.
Четвертое –вернуть советскую систему подготовки и стажировки кадров, а также заботу о молодых учителях и их быте.
Кроме творческих и профессиональных задач Вы упоминали в начале разговора о статьях, посвященных социальной тематике. С чем это было связано. Видимо, речь идет о Вашей общественной работе?
Да, я более пяти лет на общественных началах была помощником депутата Законодательного собрания ленинградской области В.А. Ворогушина, и затем– В.А. Ершова. Оба депутата были членами фракции КПРФ. Много сделала для поселка Суйда, в котором прожила восемь лет. Однако, несмотря на все мои усилия, осталось еще много нерешенных проблем. У меня есть несколько публикаций на эту тему в Гатчинских газетах.
Кроме этого, я пишу статьи на темы искусства. Например, осенью 2017 года в поселке Комарово в рамках историко-культурологического фестиваля «Смоляной путь» был устроен творческий вечер, в котором мы с сестрой Еленой тоже участвовали – читали свои стихи. Я написала статью об этом знаковом событии.
Надо сказать, что интерес к искусству в нашем обществе не очень высокий. Считаю, что это очень большая проблема. Ведь искусство возвышает человека и правит его душу. К сожалению, учителя в этом смысле не всегда на высоте. Я считаю, что именно школьный учитель должен показать ребенку путь к красоте, которой спасется мир.
БЕСЕДОВАЛ ЧЛЕН КПРФ А. Н. ЖЕЛТУХИН