Не все могут получить художественное образование. По крайней мере так было 156 лет тому назад, когда в кахетинском селе Мирзаани появился на свет мальчик, нареченный именем Николай. Родители его, носившие фамилию Пиросманашвили, были простыми крестьянами, поэтому ничто не предвещало того, что мальчик станет художником.
Когда Нико было восемь лет, один за одним умерли его старший брат, отец и мать. Старшая сестра вышла за муж, младшая отправилась к родственникам, а Нико приютила семья Калантаровых, у которой работал когда-то его отец. Там он был не то на воспитании, не то прислужником. В этой семье Нико провел пятнадцать лет и переехал с ними в Тифлис. Научился читать по-русски и по-грузински, обучался типографскому мастерству несколько месяцев.
Как это происходит - неизвестно, но на некоторых людей живопись оказывает сильное влияние. Даже видя, как рисуют другие художники, они приходят в трепет. Так, вероятно, и произошло с Нико. Он очень любил рисовать, но жизнь не дала ему шансов пройти настоящее полноценное обучение. Он учился живописи у художников, которые расписывали вывески и витрины.
Говорили, что Нико Пиросмани не от мира сего. Был он какой-то неприкаянный, думал только о рисовании, рассказывал, что кисть его пишет сама, что будто-бы он видит святых. Вести дела с таким человеком никто особо не хотел.
Он работал тормозным кондуктором на железной дороге, но постоянно делал ошибки по рассеянности, за что получал штрафы. В конце-концов рассчитался. Есть и другая версия, по которой он нарисовал портрет начальника станции и его жены. Увидев тот портрет, начальник так разозлился за его карикатурность, что выгнал Пирасманашвили со службы.
Нико пробовал открыть мастерскую росписи с напарником, но не получал заказов. Вложил деньги в молочную лавку и нарисовал для нее две вывески "Белая корова" и "Черная корова". Но торговлю он вести не умел и не хотел, в делах участия не принимал, поэтому получал от компаньона всего рубль в день. Вскоре от торговых дел он окончательно отошел, и стал исключительно зарабатывать рисованием. Дома своего у него не было, он постоянно скитался полуголодный, ночевал в каких-то подвалах. Разрисовывал вывески для духанов в Тифлисе за несколько обедов и ужинов с вином. Часть заработка брал деньгами, но платили ему гроши. Картины свои писал на трактирных клеенках красками, которые сам готовил. Клеенка были черные и белые. Там где надо было получить эти цвета, Нико не закрашивал основу, от этого получался интересный эффект.
У Константина Паустовского есть книга "Повести о жизни". В пятой ее части он целую главу посвятил Пиросмани. Называется эта глава "Простая клеенка". Там же он рассказал о певице Маргарите, работающей в кофешантане в Тифлисе.
Она пела удивительным каким-то двойным серебристым голосом и говорили, что она из Франции из Эльзаса. Волосы у нее были бронзового цвета, кожа нежнорозоватая, талия тонкая, а плечи широки. Нико Пиросмани наблюдал за Маргаритой, он был влюблен в нее, и каждый день приходил послушать ее голос и посмотреть на нее.
Однажды летним утром Маргарита проснулась от непонятного шума на улице. Она открыла окно и увидела, что от дома отъезжают арбы, а мостовая, начиная от порога ее дома, усыпана цветами. Их запах распространялся повсюду, напитывал воздух и проникал в окна. Хозяйки, вставшие рано, с удивлением смотрели на это немыслимое явление и удерживали детей, чтобы те не топтали бутонов. Вначале Маргарита растерялась, затем заплакала, после нарядилась в самую лучшую одежду. Она догадалась, что это подарок был для нее. Она даже знала, от кого он. Она вышла на улицу и увидела бедного художника, стоящего в стареньком потертом чекмене. Тогда она впервые обняла и поцеловала его. Но Маргарита не любила. Что поделать, сердцу ведь не прикажешь. Через какое-то время она уехала с богатым женихом из Тифлиса, а Пиросмани остался и продолжал писать свои картины.
Об этой истории Андрей Вознесенский сочинил стихи "Миллион роз", а позже Паулс подобрал к ним музыку, Пугачева спела и прославила историю.
Такие вот легенды ходили об этом художнике. Документально подтвержденных свидетельств о его жизни крайне мало. Все что осталось, по большому счету, это картины, вывески. Работы его собирали братья Кирилл и Илья Зданевечи. Живопись Пиросмани произвела на них сильное впечатление, а наткнулись они на эти рисунки чисто случайно, будучи в Тифлисе в родительском доме. Со временем слава о Нико Пиросмани распространилась, и его пригласили в общество грузинских художников, его картины начали активно собирать. Но на доходах художника это никак не отразилось.
Умер он от голода и болезней в Тифлисе в 1918 году. Поскольку у него не было никаких сбережений, не было рядом родственников и друзей, его похоронили в общей могиле для бедняков.
Булат Окуджава написал стихи "Песенка о художнике Пиросмани"
Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,
из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды.
Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,
красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее открыта -
там родинка дрожит.
И вся земля ликует,
пирует и поет,
и он ее рисует
и Маргариту ждет.
Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему...
Но не хватило супа
на всей земле
ему.
По мотивам http://niko-pirosmani.ru/life.php и книги Паустовского.