Если раньше, чтобы написать и издать книгу, нужно было преодолеть слишком много препятствий, иметь в избытке время и силы, то сегодня все значительно проще. Есть идея? Можно смело включать компьютер и начинать творить. Главное — успевать за полетом собственной фантазии, а после не забывать редактировать текст. Показать свое творение близким — это уже сложнее. Тут от автора требуется некоторая смелость и уверенность в себе и своих силах. Впрочем, вероятность того, что родные и друзья станут искать недостатки и скрупулезно вчитываться в каждое предложение, невелика. Скорее всего, они будут громко восторгаться талантом своего близкого человека, словно он уже достиг вершин Толстого или Достоевского.
Настоящие проблемы возникают на этапе, когда, уверившись в своих способностях, начинающий автор загорается идеей опубликовать рукопись. В первый момент он полон энтузиазма и убежден, что новинку оторвут с руками, заплатят баснословный гонорар — и вот он уже новый Стивен Кинг или, может быть, молодая Джоан Роулинг. Увы, стоит только взяться за дело всерьез, как выясняется, что бурный океан литературной вселенной переполнен подводными камнями и гигантскими айсбергами. И все они способны сокрушить любой "Титаник", а уж кораблик начинающего писателя и вовсе пустят на корм акулам.
Чего следует опасаться автору, который хочет издать свою книгу? Назовем наиболее распространенные ошибки:
1. Публикации в Интернете. Разместив свою рукопись в сети, забудьте о публикации в престижном издательстве. Кому нужна неуникальная книга, которую каждый желающий может прочитать бесплатно в свободном доступе?
2. Работа с недобросовестными издателями, которые слишком долго тянут с ответом, постоянно накручивают дополнительные платежи за те или иные услуги, берут большие деньги в качестве предоплаты, обещают баснословные гонорары, не отвечают на четко поставленные вопросы.
3. Обращения в самые крупные издательства страны или в интернет-издательства, публикующие электронные книги. Мэтры вряд ли ответят новичку, ну а электронные книги очень быстро появятся в широком доступе. Итог — книга в Интернете и снова никому не нужна.
4. Отказ от рецензирования. Мнение критика может восприниматься болезненно, ведь друзья и знакомые сказали, что книга просто супер и ее нужно срочно издать, а эксперт находит массу сомнительных моментов, неточностей, ошибок и других недочетов. Однако именно его объективное мнение позволит доработать рукопись и довести до совершенства.
5. Отказ от помощи редактора и корректора. Сколько бы раз автор ни перечитывал свое творение, что-то все равно ускользнет. Это могут быть опечатки, которые не видны замыленному глазу, или словарные обороты, используемые в устной речи, но не в литературной.
6. Выбор самой дешевой обложки, бумаги и переплета. Книга должна быть не только интересной внутри, но и привлекательной снаружи. Помните: по обложке встречают!
7. Отказ от саморекламы и содействия литературного агента. Мы живем в мире, где реклама правит балом. Даже голодному кусок хлеба не продать, если сначала не расписать его достоинств. Что уж говорить о вполне сытых (во всех смыслах слова) читателях, которым, пока вы медлите, стесняетесь или жалеете денег на услуги пиарщиков, другие авторы скормят свое произведение, даже самое нудное, но под вкусным соусом?
8. Работа с издательствами, которым негде продать ваш труд. Если вы не являетесь владельцем книжного магазина, реализовать крупный тираж самостоятельно вы не сможете!
9. Сотрудничество без договора. То, что не записано, нельзя оспорить. На словах можно сказать что угодно. Но гарантировать выполнение обязательств способны лишь правильно оформленные документы со всеми подписями и печатями. Они не должны пересылаться в электронной форме. Только обычной почтой.
Итак, если вы решили издать свою книгу, запомните, что к вопросу нужно отнестись серьезно. К выбору издательства рекомендуется подойти со всей ответственностью, начав с поиска в Интернете, опросов других авторов, чтения ссылок, мнений и продолжив разговором с консультантом, работающим непосредственно в интересной вам компании. Вопросы нужно задавать четко и по существу, сразу оговаривая сроки, нюансы работы рецензента, редактора и корректора, иллюстратора и верстальщика. Если есть такая возможность, желательно предварительно побеседовать с каждым специалистом, чтобы убедиться, что он вам подходит. Сумму и способ выплаты авторских гонораров также важно уточнить сразу, чтобы потом не возникло недопонимания. Иногда издательства платят вперед, но, как правило, только успешным, уже проявившим себя писателям. Гораздо чаще оплата производится по факту продажи книг. Есть ситуации, когда выплат нет совсем. Только спросив и внимательно прочитав договор, который должен быть оформлен согласно принятым стандартам, можно узнать, как дела обстоят в вашем случае. Еще до того, как книга увидит свет, следует выяснить, будет ли в дальнейшем проводиться ее реклама или пиар полностью ляжет на плечи автора. Бывают случаи, когда в пакет уже входят рекламные мероприятия, и случаи, когда за них нужно доплачивать отдельно. Существенным фактором является наличие у издательства площадок, на которых оно сможет продавать готовую книгу. Если их нет, не имеет смысла выбирать это издательство. Получив тысячу экземпляров новинки на руки, ее производитель сложит книги в стол, частично раздарив друзьям. Ибо нет никакой гарантии, что сторонний магазин станет перекупать "кота в мешке".
Сегодня на рынке много издательств, работающих честно, всем сердцем болеющих за успех авторов и предлагающих самый широкий спектр услуг. Одним из них является издательство "Союз писателей". Оно базируется в городе Новокузнецке, но имеет удобный интернет-портал, на котором можно получить подробную информацию о работе, прочитать отзывы клиентов, познакомиться с уже опубликованными книгами, принять участие в литературных конкурсах и пообщаться с персональным консультантом, который ответит на все вопросы. Эта открытость позволяет успешно сотрудничать с писателями из всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Издательство берет на себя заботу о писателе и его рукописи с момента первого обращения и до издания готовой книги. В его штате есть рецензенты, корректоры и редакторы, верстальщики и иллюстраторы, пиар-менеджеры и консультанты. После выхода книги она автоматически может быть размещена в ряде интернет-магазинов, отправлена в библиотеки и другие организации, заинтересованные в современной литературе. Возможно проведение полномасштабной рекламной компании и выдвижение на международные премии и конкурсы, участие в самых престижных книжных фестивалях страны. Более того, каждый начинающий автор имеет шанс получить издательский грант в рамках программы "Новые имена современной литературы".
Таким образом, лишь выяснив детали и убедившись, что все услуги включены в
выбранный вами пакет, имеет смысл приступать к публикации своего труда. Главное
— доверять своему издателю. Только так можно стать частью единой
команды, которая сделает дело качественно и добьется максимально возможного
успеха.