Знаменитая система набора детей на службу государству существовала веками. Непонятно, стало или это проклятием для всех, у кого были дети или являлось хорошей перспективой для семьи пристроить ребенка в приличное место.
Зачем в столицу собирали детей
А место было действительно приличным. Да к тому же богатым и шикарным - дворец султанов. Сюда попадали так называемые счастливчики, чтобы получить образование и навыки для дальнейшей службы падишаху.
Это была по сути главная причина налога на детей. Правитель всегда находился в опасности - против него мог копать кто угодно, трон - очень заманчивое место. Султан не мог доверять даже собственным министрам, любой из них имел возможность затеять заговор. Посему у него должно было быть войско, которое всегда можно привлечь для защиты.
Почему местные жители перестали служить падишахам
Первым таким недоверчивым падишахом был Мурад 1-ый. Еще до рождения закона он смекнул, что верными людьми становятся как ни странно не земляки, а безродные чужеземцы. Местные могли опираться на родных, друзей да и просто знание ситуации. Пришлые часто не знали даже языка - какой уж тут заговор.
Началось все с визирей. Первым взбесил повелителя своим поведением Чандарлы-Халил. До него абсолютно все занимавшие этот пост были турками. Но то, что Халил постоянно пытался отодвинуть от власти юного Мехмеда, сослужило всей традиции плохую службу. С этого момента на должность стали попадать не местные. Самое смешное, что именно его предок Чандарлы Кара-Халил эту систему и придумал в середине 14-го века.
Судьба в столице
Детей забирали как сейчас говорят рандомно. Каждого пятого. Уж как считали, неизвестно. Кстати далеко не все попадали в Эндерун, многими пополнялись янычарские полки, а там как повезет. Некоторым везло, а тем, кто проявлял старания и способности, еще больше. Обязательной была процедура обращения в ислам. Заниматься в дальнейшем они могли самой разной работой - от интеллектуальной до обычной физической - строительной, обслуживающей, морской.
Со стороны система отбора ребенка у семьи выглядит конечно сурово. По сути это вид рабства, но еще и по отношению к малым детям. Но вот такие были особенности государства, что даже раб при совокупности факторов мог подняться выше урожденного свободного гражданина. А свобода в то время не особенно и ценилась. Почти каждый был несвободен от бедности, разорения, голода и войны. Так дети получали шанс крова, хлеба и относительного комфорта при определенном послушании.
Выгодная неволя
Дело закончилось тем, что собственные подданные стали возмущаться несправедливостью. Глядя на то, как бывшие неверные рабы правят их же страной, люди захотели для своих детей равных возможностей. Даже турецких детей пристраивали в семьи неверных, чтобы при случае они могли тоже проскочить во власть.
К примеру визирь внука Кесем-султан Мехмеда Охотника Мерзифонлу Кара-Мустафа был турком, но вырос в семье Кепрюлю - албанцев. А один из турецких визирей Ахмеда 3-го Балтаджи Мехмед, попав на пост не через Эндерун, а в результате случайности, первым делом занялся собственным обогащением. Начнешь верить, что Мурад был прав еще тогда - своим верить нельзя. Только в конце 16-го века турки получили официальное разрешение учиться в Эндеруне.
Как прекратилось девширме
Сложно назвать хотя бы одного заметного деятеля Османов, который не оказался бы попавшим под эту систему в раннем детстве. Начиная с самого успешного раба Ибрагима Паргалы. А один из визирей султана Селима Явуза Девширме Юнус-паша и вовсе получил имя от того, что именно таким образом попал на службу.
С начала 17-го века местные жители стали все чаще попадать на службу к султану и постепенно девширме перестала работать. Допустим Гюрджю Исмаил-паша, ставший визирем Махмуда 1-го в 1735 году, был коренным грузином, который сначала был рабом янычара Шабана аги, а после его смерти перешел во владение другого чиновника, постепенно продвигаясь по должностям от казначея до охранника, позже став губернатором.
Удачливые воспитанники Эндеруна
Но в те времена это уже были отдельные случаи и к концу 18-го века среди высших чиновников во власти уже почти не встречались чужеземцы.
Как таковые наборы прекратились, временами во дворце оказывались рабы, потерявшие свободу по другим причинам.
По системе девширме в столице оказались не только чиновники, но и масса других легендарных личностей. Например, знаменитый поэт Ташлыджалы (албанец), архитектор Синан (армянин), Матракчи Насух (босниец), первопечатник Ибрагим Мутеферрика, родившийся при внуке Кесем Мехмеде и доживший до правления Махмуда 1-го (венгр).