Найти тему

Иван Фёдоров. Необычный ас

Дорога в небо для него была такой же как и у многих: школа, рабфак, завод, Осоавиахим, лётное училище. В личном деле 63 взыскания и 48 благодарностей. Одним словом гусар. В 1933 году получил назначение в 35-ю истребительную авиаэскадрилью 59-й истребительной авиабригады ВВС в Житомире, где проходил службу младшим лётчиком и командиром звена. В 1937-38 году воевал в Испании. По официальным данным в небе Испании И. Е. Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства в Испании, был награждён двумя орденами Красного Знамени. С его слов был также представлен к званию Героя Советского Союза, но накануне награждения в Кремле оказался участником драки между лётчиками и танкистами, вызванными для торжественного награждения в Москву. Все участники драки из списков награждённых были вычеркнуты. Было это или нет - сказать трудно - это один из тех спорных моментов, которых много в его биографии.  

В начале 1941 года, когда отношения между СССР и Германией были союзническими, участвовал в программе обмена визитами лётчиков. В СССР приехали немецкие пилоты, а в Германию с ответным визитом, прибыли советские асы, в числе которых был и Иван Федоров. Уже в конце командировки, участвовал в показательных полётах перед командованием Люфтваффе. Фельдмаршал Геринг был так впечатлён его лётным мастерством, что прямо на поле наградил его железным крестом. Эта история также является одной из тех, которую подвергают сомнению. Уж больно необычен сюжет. Одно действительно точно - Фёдоров был в той командировке в Германии. А что там было на самом деле? Свидетелей не осталось, документов тоже.  

Начало Великой Отечественной войны пилот встретил в должности начальника лётно-испытательной части при авиазаводе в Горьком. Неоднократно писал рапорты о переводе на фронт, но ему неизменно отказывали. Тогда в 1942 году при перегоне самолётов на фронт, он не вернулся на завод, самовольно оставшись в действующих частях. Воспользовался тем, что командующий 3-й воздушной армией Михаил Громов был его другом и прикрыл его от возможных обвинений в дезертирстве.

В течение 3-х месяцев командовал штрафной эскадрильей, с инициативой создания которой сам же и выступил. Дело в том, что лётчиков не хватало, а проштрафившихся пилотов до этого направляли в обычные штрафные части. Конечно принимая командование таким подразделением майор Фёдоров рисковал. Эскадрилья не рота. Заградотряд сзади не поставишь. Если бы кто-нибудь из его подчинённых рванул через линию фронта, с него спросили бы всей строгости. Но обошлось. Кстати это ещё одна из тех историй, которые многие подвергали сомнению. Документальных подтверждений существованию штрафных эскадрилий не было. И только в 2004 году были рассекречены документы, полностью подтверждающие его слова.

В боях на фронтах Великой Отечественной войны Иван Фёдоров совершил 264 боевых вылета, сбил 14 самолётов противника. Назначался командиром дивизии, однако из-за конфликта с командованием был понижен в должности до заместителя командира дивизии. В этой должности и в звании полковника он закончил войну. Награждён полководческим орденом Александра Невского.

-2

После войны продолжил службу лётчиком-испытателем в ОКБ Лавочкина. Испытывал реактивные самолёты В 1947 году первым в стране испытал самолёт со стреловидным крылом, в 1948 году первым достиг скорости 1000 км/ч.  За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу присвоено звание Героя Советского Союза.

По его собственному утверждению участвовал в Корейской войне, где сбил свой последний самолёт. Этот эпизод также многими подвергается сомнению, но как и в случае со штрафными эскадрильями, подтвердить или опровергнуть это можно только с помощью архивных документов. А они до сих пор не рассекречены.

Несмотря на славу авиационного барона Мюнхгаузена, Иван Фёдоров безусловно является одним из самых выдающихся лётчиков времён второй мировой войны. А гусарство... Что же, как говорят: «красиво не соврать - историю не рассказать».

-3