Керченский пролив четыре раза становился важнейшей точкой на карте для России. В разное время здесь возвели две крепости и три моста, все сооружения были призваны контролировать транспортные и торговые потоки.
Петр I стремился решить две задачи: выход к Черному и Балтийскому морям. Изначально южное направление было выбрано приоритетным. Царь стремился завоевать Крым, но для этого был нужен флот. По морю Османская империя могла привозить подкрепление и осуществлять десанты в тылу, что делало любую сухопутную операцию русских бессмысленной. Для создания русского флота было необходимо взять крепость Азов, которая контролировала движение судов в устье Дона. В 1696 году со второй попытки русские войска взяли Азов, где развернули строительство верфи для флота. Событие напугало султана, он приказал возвести крепость Ени-Кале, которая не позволит русскому флоту выйти из Азовского моря в Черное. К 1706 году крепость была построена, хорошо вооруженный гарнизон мог уничтожить любую флотилию в самом узком месте Керченского пролива.
Поражение российской империи в Крымской войне (1853-1856) вновь сделало Керченский пролив стратегической точкой на карте. По условиям Парижского мирного договора Россия лишалась права иметь флот и военные порты в Черном море. Строительство крепости в Керченском проливе не противоречило условиям мирного договора. Было решено возвести новую крепость, Ени-Кале в военном смысле устарела. Новый форт был призван защитить Азовское море от потенциального нападения Англии, Франции или Османской империи. В 1859 г. строительство возглавил герой обороны Севастополя – Эдуард Иванович Тотлебен, который применил военный опыт Крымской войны в строительстве крепости. Сооружение получилось совершенно неприступным как со стороны суши, так и моря, при этом полностью контролировало движение судов по проливу. Сегодня крепость популярное место у туристов.
«Битва за Кавказ» имела стратегическое значение для исхода Великой Отечественной Войны. Захват кавказской нефти означал неминуемое поражение СССР. Военная операция на Кубани и Кавказе требовала быстрой доставки вооружения, еды и строительных материалов. В 1942 году Гитлер дал приказ министру вооружений реализовать строительство автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив. Министерством был разработан проект моста. Однако, немцы успели реализовать лишь первый этап освоения пролива – была возведена канатная дорога, способная переправлять 1000 тонн грузов ежедневно. Отступая, фашисты взорвали сооружение.
Второй раз мост возвели в 1944 году, советские инженеры воспользовались немецким проектом и построили сооружение за 150 дней. На Кубани и в Крыму к мосту были проложены железнодорожные ветки, в ноябре 1944 по мосту прошел первый поезд. К сожалению, в условиях спешки не успели построить защиту от льда для опор моста. В феврале 1945 года ледоход разрушил мост. К тому времени театр военных действий был далеко и необходимости в срочном восстановлении моста не было. После ВОВ правительство сочло проект восстановления моста слишком дорогим для разрушенной страны, в приоритете были другие объекты.
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Третий керченский мост стал необходим после присоединяя Крыма в 2014 году. Блокада со стороны Украины сделала проект моста безальтернативным вариантом снабжения полуострова. В 2018 году по мосту открыто автомобильное сообщение.
Дорогие друзья! Блог молодой, нам очень важно понять все ли мы делаем правильно, важна Ваша реакция. Пожалуйста ставьте лайки, подписывайтесь