Изначально нацистская система не была настроена на тотальное истребление. В самом начале своего существования она была ориентирована на «воспитание» рабов, т.е. идеальных, послушных, а самое главное не думающих людей, которых не жалко пустить в расход. Следовательно, перед надзирателями в концлагерях стояла задача: превратить людей в безвольную и запуганную биомассу, чтобы они не имели чувств и без страха и сопротивления шли на убой.
Данная стратегия строится на простых 5 правилах, и я уверен, что Вы нередко наблюдали реализацию некоторых из них на себе.
Правило 1. Занятия бессмысленной работой.
Надзиратели в концлагерях постоянно заставляли заключенных заниматься совершенно бессмысленными делами, например, перетаскивать камни из одного места в другое, и так несколько раз, рыть ямы ложками и т.д. Причем сами заключенные прекрасно понимали, что работа бессмысленна. А зачем? «Потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать!».
Правило 2. Коллективная ответственность.
С самых давних времен известно, а также экспериментально доказано, что коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в очень суровых условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность способна превратить всех членов группы в надзирателей друг за другом. И тогда весь коллектив ставится одним единым надзирателем.
Послушание въедалось в психику заключенных настолько сильно, что нередко, когда надзиратель отдавал очередной бессмысленный приказ (и мог забыть о нем практически сразу), заключенные еще долго его соблюдали и принуждали к этому других.
Это пара основополагающих правил. Далее в ход вступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.
Правило 3. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
Для этого необходимо создать абсолютно непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо спланировать и предугадать, а затем заставить людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
У эсэсовцев была такая забава: они выбирали группу заключенных и выделяли их среди остальных. Их кормили лучше и больше, они жили в большем комфорте без тяжелой работы и каких-либо лишений. Затем их внезапно лишали всех этих привилегий и относились как к скоту, урезав при этом питание по максимуму. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу. Не выжил никто. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
Правило 4. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
В концлагерях постоянно кого-нибудь избивали. Мимо, ускорив шаг, проходили колонны рабов, всем своим видом показывая, что «не заметили» происходящего. Надзиратели поощряли такое поведение, т.к. видели, что рабы усвоили урок «делать вид, что они ничего не видят и не слышат».
Правило 5. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
У каждого человек есть определенная черта, переступив которую он уже не будет прежним. Осознание, что ты выжил, лишь переступив эту черту, означает продолжать жить, потеряв свое достоинство.
Бывший узник концлагеря Дахау Б.Беттельхейм привел такой пример о «последней черте». "Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать их. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий".
Результат реализации такой стратегии:
Человек перестает действовать по своей собственной воле.
Человек выполняет все приказы, без избирательности.
Человек попросту перестает понимать свое отношение к окружающей действительности.
«Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Б.Беттельхейм