Долгие четыре года ждала мать свою дочку с войны, благодарила Бога за то, что ее Полине удалось пройти по фронтовым дорогам без единого ранения. И вот наступила радостная встреча.
Когда уставшая, запыленная молодая женщина подошла к родной калитке, мать, работавшая на огороде, выронила тяпку из рук. Она вытерла слезу, поспешила к дочери, хотела прижать к сердцу, но тут обратила внимание на прикрытый полой плаща сверток.
- Я теперь не одна, мама, это сын мой Витюша, - дрогнувшим от волнения голосом сказала дочь, - а папка наш пал смертью храбрых в боях под Берлином.
Время шло. Малыш подрастал. Полина, очень деловая и активная по натуре, с головой ушла в партийную работу. Возвращалась домой поздно, когда Витюша уже спал, целовала сына в пахнущие молоком волосы, наскоро ужинала и ложилась спать. Наутро вскакивала затемно, клала в карман завернутую мамой в салфетку картошку в мундире и выскакивала из дома:
- Не успеваю! Опять не успеваю!!!
Потом за ней закрепили машину с молоденьким водителем Левушкой, который забирал ее из дома утром и привозил вечером. Витюша всегда с нетерпением ждал, когда к дому подъедет автомобиль, выскакивал навстречу.
Левушка выходил вместе с Полиной, здоровался с ним как со взрослым, за руку, а иногда и дарил леденцового петушка на палочке. Более сдержанная в проявлении эмоций Полина лишь снисходительно улыбалась. Постепенно водитель стал вечерами задерживаться в их доме: помогал по хозяйству, рубил дрова, носил из колодца воду, а потом пил чай с приготовленными Витюшиной бабушкой оладушками и играл с мальчиком в «Чапаева» и «танчики», которые мастерил из чурочек и дощечек. Когда Левушка перебрался жить к Полине, мальчик продолжал называть своего старшего друга по имени, а не папой.
Промчались годы. Витюша окончил школу, пошел служить в армию. Полина схоронила мать, да и сама стала все чаще жаловаться на здоровье, ходила с палочкой.
Она решила пройти медицинское обследование в Москве. Они поехали туда вместе с Левушкой, остановились у фронтовой подруги Полины. Женщине предложили сначала пройти курс лечения в столичной клинике. Левушка ее не оставил одну в незнакомом городе, взял на работе отпуск за свой счет. Каждый день навещал жену в больнице, приносил фрукты. За хозяйством они попросили доглядывать дальнюю родственницу Надежду.
Лечение не помогло, Полине нужно было делать операцию, затем она проходила курс реабилитации. Левушка разрывался между Москвой и домом, то и дело ездил туда-сюда. В конце концов, Полина сказала ему:
- Мне уже лучше, поезжай в деревню, огородом надо заниматься.
Когда женщина в сентябре возвратилась домой, ее удивило, что в доме было чисто прибрано, все вещи аккуратно сложены, а банки с консервацией этого урожая стройными рядами выстроились на полках стеллажа.
- Вот молодец, Надежда, прекрасная хозяйка, не мне чета, нужно будет ее отблагодарить, - подумала женщина.
Дни летели за днями. Стала Полина замечать, что ее Левушка стал задерживаться на работе, начали ее одолевать сомнения. Однажды она незаметно копалась в саду и случайно услышала разговор соседок за забором:
- Она и не подозревает ничего, бедняжка, что за ее спиной делается, а девчонка у Надежды точь-в- точь Левушкин портрет.
Полину будто ушатом колодезной воды окатили, перехватило дыхание, но она не подала вида, что что-то знает.
Вечером этого же дня Левушка сказал, что пойдет прогуляться. Женщина выждала час и пошла к дому надежды. Она тихонько подкралась к освещенному окну, заглянула внутрь и увидела, что ее муж в обнимку с разлучницей склонился над детской кроваткой и с умилением агукает ребенку.
Полина сразу же вернулась домой и стала ждать мужа. Как только он показался в дверях, тихо сказала:
- Я все знаю. Не надо меня позорить, ступай к ней.
Левушка сразу как-то сгорбился, виновато втянул голову в плечи и, развернувшись, вышел.
Нелегко пришлось одной неприспособленной к быту Полине: дымила и не хотела загораться печь, то и дело заканчивалась вода в доме, подгорала на сковородке картошка, которую так вкусно жарил Левушка. Но самое главное, убивало одиночество, стены съедали. Да и здоровье все больше начало подводить.
Она даже обрадовалась, когда в дверь постучал Левушка, решила, что пришел прощения просить. А тот натаскал воды, пополнил запас сухих дров, рассказал деревенские новости и собрался уходить, сказав на прощание:
- Там на веранде я борщ в кастрюле оставил, Надя передала.
Полина только выдохнула в ответ:
- Ты уж не бросай меня, Левушка.
На день рождения Надежда связала ей красивую теплую шаль и испекла пирог, которые принес Левушка, проговоривший с Полиной до самой ночи. Мудрая женщина поняла, что гордость в этих условиях проявлять неуместно.
Она уже не выходила из дома, потому без помощи Левушки обойтись не могла. Он приходил каждый вечер после работы, помогал по дому и потом подолгу беседовал с Полиной о книгах, фильмах, событиях в мире, нравственных ценностях, затем уходил к Наде и маленькой Анюте.
Когда Полина совсем слегла, то ухаживать за ней стала Надежда. Она и мыла, и переодевала и кормила с ложечки.
Приезжавший в отпуск Витюша, который остался в армии на сверхсрочную службу, все понял. Он не стал осуждать Левушку, наоборот, был благодарен за то, что тот не бросил мать в таком состоянии.
Три года пролежала Полина, а затем тихонько отошла в мир иной. За ее могилкой ухаживают Левушка с Надеждой, а их дочь Анюта приносит туда красивые цветы.