На днях в некой популярной соцсети один из участников задавался вопросом: «Вот бы заиметь небольшую гостиницу у моря... У кого было?» - и получил великолепный ответ: «Начните с палатки для мороженого!»
Этот совет мне показался очень верным: начать с небольшого бизнеса, чтобы научиться вести торговлю (продуктами, промтоварами или услугами) на собственном опыте, не рискуя очень значительными средствами.
А если взять случай не палатки мороженого, а частного магазина, не большого, а так сказать, для начала? Оказывается, в Испании открытие магазина не слишком сложно и не требует неподъемного вложения средств. Но следует приготовиться к долгой и упорной работе!
Прежде всего
Даже небольшой супермаркет или магазин полезных мелочей типа «китайского», не говоря уже о специализированной торговле, скажем электроникой, фермерской молочкой, русскими продуктами питания, детской одеждой или канцтоварами, начинается с исследования рынка.
Опыт профессионалов говорит однозначно: надо идти к людям, а не пытаться привлечь людей к себе. Сначала выберите район, где вы хотите открыть свой магазин, где уже есть потенциальные покупатели. Если район заселен пожилыми людьми, магазин спорттоваров там точно не пойдет, как не пойдет магазин детской обуви в порту или на улице ночной тусовки.
Бизнес-план – ваше всё. Потратьте на разработку плана всё необходимое время. Если открытие магазина подарков задерживается к Рождеству, лучше перенести его на следующий год или открыться ко Дню Матери, но не пожертвовать выверенным до последней цифры бизнес-планом. И одним из столпов бизнес-плана должно стать исследование рынка и целевого покупателя.
Для уяснения перспектив будущего магазина, при определении его местонахождения, следует принимать во внимание следующие аспекты:
- Сколько человек в день проходит мимо? И что это за люди? Рядом школа или университет? Дом престарелых или большой супермаркет? Биржа труда или Коммерческий Реестр?
- Какая часть прохожих войдет в ваш магазин? Ведь не все, правильно? Приглядитесь внимательно к контингенту, передвигающемуся по району, понаблюдайте в будни и выходные за покупательским поведением местных жителей и приезжих.
Например, я живу в Мадриде рядом с очень большой частной школой. Совсем недавно это была окраина, и детей привозил автобус или родители на машинах. Тусовка учеников в школьной форме и родителей на немаленьких автомобилях вокруг кипела с утра до вечера.
Но бар, открывавшийся напротив, через несколько месяцев неизбежно прогорал и закрывался... Ответ на загадку? Школа принадлежала общине адвентистов седьмого дня, у которых существуют ограничения на хождение по барам и магазинам... и совсем не по воскресеньям!
Пока владельцы бара и прилегающих мелких магазинов не приняли этот факт во внимание, провалы мелкого бизнеса на нашей улице происходили с частотой смены времен года...
- На какую среднюю сумму купит товара каждый покупатель? Имеет ли смысл вводить оплату картой? Имеет ли смысл предлагать товары не первой необходимости или гурманские продукты?
Готовы ли жители данного района к потреблению этого продукта (в испанской глубинке в супермаркете может не быть китайских палочек для еды или водорослевой бумаги для суши, но каминные спички, универсальные удобрения или садовый инвентарь должен быть!)
- Во что обойдется оборудование магазина, наем персонала, предоставление доп. услуг (например доставка продуктов на дом, заказ по интернету, расходы на создание веб-каталога?)
Особое внимание при составлении бизнес-плана обратить на следующее:
- В чем ваша изюминка? Зачем пойдет человек именно к вам: за более дешевым аналогичным товаром или за уникальным предложением? А нужно ли это уникальное тем людям, что уже ходят по этим улицам? Не будет ли им проще купить это в другом месте?
И всегда имейте в виду, что если неподалеку открыт китайский магазин тысячи мелочей, с точки зрения налогообложения вы ему проигрываете, поэтому имеет ли смысл гнаться за его ценами?
- Какие товары уже сегодня пользуются спросом в данном районе? А каких явно не хватает и за ними приходится ездить в другой район или даже город?
- Если магазин открывается в не слишком людном месте (например, при бензоколонке на шоссе), в нем должны быть только товары, определенно пользующиеся спросом (снэки, безалкогольные напитки, гигиенические средства...) Предлагать в таком месте постельное белье – убивать коммерческую площадь под товар, который не купит никто и никогда...
- Если магазин открывается в людном месте, там может быть небольшой процент товаров не первой необходимости (непрофильный), но не более 15 %. Типичный случай – магазин канцтоваров в районе учебных заведений. Там могут предлагать и жвачки, и печеньки, и даже игрушки, но не в ущерб основному ассортименту.
- Голова – хорошо, а две – лучше: спрашивайте мнение о своей идее не только у друзей и родных, которые вас поддержат или загасят, согласно существующей и давно сложившейся системе отношений.
Спрашивайте мнение жителей района, где планируете открывать торговлю, например, заведите разговор на автобусной остановке или в баре – чтобы прощупать почву. Составьте короткую анкету и проведите опрос на улице (можно и самому, но для серьезных случаев есть специалисты, которые вам проведут маркетинговое исследование... но не для палатки с мороженым).
Сколько стоит открыть свой магазин?
Большая часть расходов зависит от конкретного города, так как решения принимаются на уровне муниципальной власти. Но существует набор документов, которые необходимо получить для начала торговой деятельности в Испании.
- Проект работ по строительству и открытию (Proyecto técnico de obra y apertura) – это работа для архитектора. Если у вас нет знакомого архитектора, будет вполне политически грамотным шагом обратиться в мэрию в отдел по градостроительству и спросить. Там посоветуют «прикормленного» знакомого архитектора, у которого уже налажено взаимопонимание с работниками мэрии, что заметно упростит выдачу лицензий (но может и усложнить – из вас могут попытаться выдоить всё, что можно...)
Многие магазины могут получить лицензию на открытие по ответственному заявлению (Licencia de apertura por declaración responsable) без проблем и лишних документов – если не требуется специального оборудования и соблюдения установленных ограничений.
Точная стоимость этой лицензии, как правило, указывается в соответствующем разделе веб-страницы мэрии. Или можно обратиться в мэрию лично или по телефону. Возьмем за среднюю ставку сумму в 500 евро.
Следующим необходимым документом является лицензия на деятельность (Licencia actividad para tienda). Это муниципальный сбор зависящий от вида деятельности, площади помещения для бизнеса и политики данного муниципалитета: где-то дешевле ставки, где-то выше. Возьмем за средний показатель цифру в 500 евро.
Возможно, помещение, которое вы присмотрели, нуждается в ремонте. Если это только покраска и обновление электропроводки, установка спецоборудования не предусмотрена, то примем за возможную стоимость косметического ремонта цифру в 2000 евро
Если помещению требуется перепланировка, дополнительная дверь, подъемник или пандус, то здесь уже требуются строительные работы с соответствующей лицензией на строительство (Licencia de obra). На сайте муниципалитета указаны точные расценки на лицензии, но обычно стоимость лицензии составляет 4 % от стоимости строительных работ. Допустим, 100 евро.
Оборудование и мебель зависят от профиля магазина: только полки и прилавок, освещение и кассовый аппарат? Или стильные стеллажи и стенды, холодильники и электронные терминалы для оплаты удаленных заказов? Возьмем среднюю сумму в 2500 евро.
Регистрация индивидуального предпринимательства (Autónomo) – один из самых простых способов ведения бизнеса, отчетности и налогообложения. Для начинающих ИП предусматривается льготная ставка на первые полгода, т.е. вы будете платить всего 50 евро налога в месяц. Так сказать, для раскрутки. Но затем плата возрастет минимум до 275 евро, независимо от доходности вашего магазина.
Можно открыть магазин, зарегистрировав фирму, например, общество с ограниченной ответственностью (Sociedad Limitada), но здесь требуется уставной капитал, составление устава фирмы, нотариальное оформление документов, официальная регистрация наименования... не меньше 3000 евро и довольно много времени!
Аренда помещения под магазин – еще одна статья расходов. Зависит, разумеется, от метража и места. Возьмем за основу помещение не самое центральное, но и не на задворках, площадью 60 м2. Это нам даст в среднем цифру в 750 евро в месяц.
Регистрация названия магазина
Для регистрации в Коммерческом Реестре наименования вашего магазина требуется заполнить специальный бланк, указав три варианта названия (на случай если первое будет уже занято). Пошлина Реестра - около 30 евро.
Таким образом, первоначальные вложения для открытия магазина площадью 60 м2, составляют минимум 6500 евро. Только приготовьтесь терпеливо ждать, ходить по инстанциям, заполнять кучу бланков (не всегда по интернету) и собирать кипы бумаг и документов... или же можно поручить все эти хлопоты профессионалам, которые сами скажут вам стоимость своих услуг.
И изучите применимое испанское законодательство в интересующей вас области:
Королевский декрет 367/2005 от 8 апреля «О розничной торговле, определение свежих продовольственных товаров, скоропортящихся продуктов и потребительских товаров» (Real Decreto 367/2005, de 8 de abril de Ordenación del Comercio Minorista, y se definen los productos de alimentación frescos y perecederos y los productos de gran consumo).
Королевский законодательный декрет 1/2007 от 16 ноября «О защите потребителей и пользователей» (Real Decreto Legislativo 1/2007, de 16 de noviembre para la Defensa de los Consumidores y Usuarios).
Закон от 3 января 1999 года «О недобросовестной конкуренции» (Ley 3/1991, de 10 de enero, de Competencia Desleal).
Татьяна Федотова. Переводчик- фрилансер. Письменные переводы с\на испанский и с каталонского. 20 лет опыта работы в Испании. Для связи скайп: tania_fedotova.
Читать: Переезд в Испанию: с чего начать? Краткое пособие для тех кто хочет свалить
Что бы не пропустить новые публикации о жизни в Испании - не скупитесь на лайк и подписывайтесь на наш канал в Телеграмме: "Испания от А до Я"