История. Многие потенциальные зрители киноленты могут не знать о значении Дюнкерка, так как сражение происходило в мае и июне 1940 года, то есть за более чем год до нападения на Перл-Харбор, до вмешательства американцев в войну и до Великой Отечественной войны. К 1940 году Нацистская Германия оккупировала многие соседние страны и немецкие вооруженные силы, известные повсеместно как Вермахт, были хорошо укреплены во Франции. Уинстон Черчилль только что стал премьер-министром Великобритании и у союзных войск (в данном случае это войска Франции, Бельгии и Великобритании) был только один шанс отразить захватчиков и остановить Гитлера. Вторжение Германии во Францию, (а также Бельгию, Люксембург и Нидерланды) было известно как Битва за Францию, произошло в мае и июне 1940 года. Считается, что в течение битвы погибло примерно 27,000 солдат Вермахта, хотя по другим оценкам цифры близятся к аж 49,000 человек. На стороне союзников число погибших было намного выше и заключительные оценки показали, что по крайней мере 85,000 французских борцов погибли. Приблизительно 10,000 британцев были убиты, ранено почти 60,000. Битва за Дюнкерк — сражение Второй мировой войны между войсками Союзников и Германии, произошедшее 26 мая — 4 июня 1940 года во время Французской кампании вермахта. После Странной войны настоящая битва за Францию началась 10 мая 1940 года. На севере германская группа армий «B» вторглась и захватила Нидерланды, после чего двинулась на юго-запад через Бельгию. Немцы могли уничтожить британцев, сгрудившихся на побережье, но, по приказу Гитлера, остановились. Вопреки уверениям Геринга, люфтваффе не смогло уничтожить силы союзников. Те за время передышки перестроили оборону и организовали эвакуацию морем на Британские острова. К 4 июня с побережья у Дюнкерка было эвакуировано более 330 тысяч войск союзников.
«Дюнкерк» Кристофера Нолана. Это фильм, очаровавший западную прессу и разозливший первых российских зрителей. Почему? Всё просто. Почти все работы Нолана как обычно хороши и как всегда переоценены. Это не эпичное полотно о героическом спасении трехсот с лишним тысяч британских и французских солдат из немецкого окружения. Ленту раскручивают именно так, хотя на самом деле зритель не увидит ни капли крови. «Дюнкерк» — о человеке и его главном инстинкте — инстинкте выживания. И главное здесь отнюдь не сама операция «Динамо», а спасение жизни, то, как человек себя ведет и на что готов в экстремальных ситуациях. В «Дюнкерке», как и в «Начале» несколько уровней. Первый — это боевой вылет звена истребителей, который продлится лишь пару часов. Это традиционное военное кино: немногословное, динамичное, в меру остросюжетное. Если бы не деликатность Тома Харди, из него мог бы получиться условный «Перл-Харбор». Второй уровень — это спасательная экспедиция обычных британцев, идущих по волнам на помощь солдатам. И это убедительный военный эпос, снятый вообще без единого выстрела — и почти без патетики в диалогах. На третьем уровне герои проводят неделю, а впечатлительный зритель останется на несколько дней — это история того самого пляжа Дюнкерка и четырехсот тысяч живых мишеней, уставших зарываться от пуль в песок.
Мозговыворачивающих временных головоломок в «Дюнкерке» нет, но традиционные для Нолана фишки присутствуют. Звук тикающих часов сопровождает практически всю картину, будь то затишье перед готовящимся актом военного ада или град взрывов, пускающий на дно судно с ранеными. Звук — добрая половины атмосферы «Дюнкерка», благодаря ему аудиальная составляющая получилась крайне неуютной. Картину физически неприятно слушать из-за жутких воплей пикирующих истребителей, чудовищных бомбардировщиков, с визгом прошивающих металл пуль. Вой «Дюнкерка» рождает сопричастие, и уже не герой фильма, а ты вот-вот захлебнешься в этой прозрачной воде; не он, а ты выходишь из головокружительного пике, чтобы снять с хвоста самолет врага; не он, а ты в ужасе затаился в железном брюхе сухогруза, не зная, кого следующим убьет пуля. Фильм, безусловно, стал примером кинематографа как искусства. Здесь почти все сделано правильно. «Дюнкерк» как фильм на голову выше другого нашумевшего и относительно недавно вышедшего военного фильма «По соображениям совести». Беда картины Мела Гибсона в том, что интереснейшая история была загублена посредственным исполнением. Кристофер Нолан погружает зрителя в настоящее кино, в котором все-таки слишком мало цельной, законченной и трогающей за душу истории.
Эпилог. 4 июня 1940 года, в день завершения Битвы при Дюнкерке, Черчилль произнес одну из своих величайших речей в парламенте: «Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров любой возможной ценой. Мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на посадочных площадках, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах; мы никогда не сдадимся». Относительно Дюнкеркской эвакуации пресса превратила событие в символ союзнической силы духа и настойчивости. Хотя сражение было проиграно, война не была закончена. Франция была потеряна в пользу немецких сил, но всего четыре коротких года спустя Союзники, теперь уже c американской армией на их стороне, освободят свою потерянную территорию от ослабленной нацистской военной машины. «Чудо под Дюнкерком» стал лучом света, который сплотил Союзников и в конечном счете держал их на плаву до конца войны.