В 19 лет Александр Никитович Логунов, наводчик противотанкового ружья взвода противотанковых ружей 1-го стрелкового батальона 490-го стрелкового полка 192-й стрелковой дивизии, заслужил всенародное признание. За выдающееся мужество и железную стойкость Родина наградила отважного бронебойщика орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Великая Отечественная война началась, когда Александру Логунову не было шестнадцати. Отец и два старших брата ушли на фронт в грозном 1941 году. Отец вскоре погиб. Братья продолжали драться с врагом, оба были офицерами, командовали подразделениями. Рвался на фронт и Александр. Трижды ходил он на призывной пункт, но получал один ответ — молод. На четвертый раз повезло. В ноябре 1943 года 17-летний сибиряк, вскинув за плечи солдатский вещмешок, убыл в часть...
В 1-м батальоне 490-го стрелкового полка Александр Логунов служил стрелком. Вскоре он обратился к заместителю командира батальона по политчасти лейтенанту С. Самусенко и попросил перевести во взвод ПТР. Просьба молодого воина была удовлетворена.
Фронтовые дороги не бывают легкими. Немало трудностей было и у Александра Логунова. Упорно и настойчиво под руководством командира отделения сержанта А. Степчука воин овладевал военным делом. Учился правильно выбирать огневую позицию, рыть окопы, маскироваться, изучал наиболее уязвимые места фашистских танков и штурмовых орудий, чтобы бить наверняка. «Обкатка» танками тоже требует выдержки и хладнокровия. Хотя и знаешь, что это свой танк и окоп надежен, но нервы напрягаются до предела. Многое пришлось перенести воину в ходе армейских будней. Но в бою все это пригодилось.
Летом 1944 года началось наступление Красной Армии в Белоруссии. 490-й стрелковый полк преследовал отступающего врага. За Оршей 1-й батальон встретил фашистскую засаду. Замаскированные за гребнем высоты гитлеровские автоматчики ударили в упор по подразделению. Советские бойцы залегли. Вскоре гитлеровцы перешли в контратаку. Более роты вражеской пехоты с танками и штурмовыми орудиями наступало на наше подразделение. Но воины не дрогнули: били гитлеровцев в упор.
Не растерялся на поле боя и Александр Логунов. Воин помнил наставления сержанта А. Степчука: если хочешь подбить машину — не суетись, не перебегай с места на место при приближении врага. Кроме того, бронебойщик должен уметь маскироваться, применяться к местности. Будет у бронебойщика хорошо замаскированная огневая позиция — наверняка выиграет бой. Александр выдвинулся ближе к лесу. На бугорке перед небольшой лощинкой избрал место для огневой позиции, быстро установил ружье и приготовился к бою. Он видел, как через гребень высоты перевалило несколько танков и штурмовых орудий противника. Вражеские машины приближались. Подпустив их на 300 м и улучив момент, когда правофланговый танк повернулся немного боком, Александр выстрелил. Головная машина резко свернула влево и остановилась. Бронебойщик выпустил еще четыре пули. Танк загорелся. После этого Логунов поймал в прицел штурмовое орудие. Теперь он стрелял более удачно. Уже после второго выстрела стальное чудовище было подбито. 18-летний воин с честью выдержал первое боевое крещение.
От боя к бою росло мастерство молодого воина. 15 июля 1944 года у деревни Ржандовы метким выстрелом он уничтожил станковый пулемет противника, чем обеспечил продвижение своей роты.
На груди солдата появилась первая боевая награда — медаль «За отвагу».
В начале августа 1944 года полк вел бои на подступах к городу Сувалки. 1-му стрелковому батальону предстояло первым переправиться через небольшую реку. Для захвата плацдарма на противоположном берегу командир батальона направил разведывательный взвод. С ним шел и Александр Логунов. Каждый воин четко знал стоящую перед ним задачу: во что бы то ни стало переправиться, закрепиться и обеспечить переправу основных сил батальона.
Ночь на 4 августа выдалась беззвездная, темная. Воины осторожно вышли к реке. Из заранее заготовленных бревен сделали плоты и бесшумно переправились на противоположный берег. Нападение горстки храбрецов было таким неожиданным, что гитлеровцы растерялись, дрогнули. Бойцы заняли траншею и стали быстро закрепляться. И не зря. Вскоре противник предпринял сильную контратаку. Советские воины стойко отражали натиск. Логунов вновь проявил образцы мужества и отваги, поражая из своего ружья огневые точки противника, а когда враг подходил совсем близко — открывал и автоматный огонь. В этом бою бронебойщик лично уничтожил 11 гитлеровцев. Вскоре на груди молодого воина появилась вторая медаль «За отвагу».
В начале октября 1944 года 490-й стрелковый полк готовился к прорыву вражеской обороны у местечка Рассейняй, Литовской ССР. Чтобы сковать маневр противника и не дать возможности организованно отойти после перехода наших войск в наступление, командир полка подполковник Т. Птичкин решил устроить засаду в его тылу. Стрелковому взводу младшего лейтенанта К. Щербакова была поставлена задача: просочиться в тыл гитлеровцев и перерезать перекресток дорог в 4 км северо-западнее Рассейняй. Вместе со взводом шел бронебойщик Александр Логунов.
В ночь на 6 октября саперы проделали проходы в минных полях. Взвод пересек линию фронта и лесом выдвинулся к перекрестку, где и занял оборону на опушке. Александр Логунов оборудовал себе огневую позицию в кустарнике прямо у дороги.
Ранним утром артиллерийская канонада возвестила о начале наступления наших войск. Бойцы Щербакова приготовились к отражению врага. Медленно тянулось время. Около 9 часов утра со стороны Рассейняй послышался шум моторов.
Приготовиться!
— скомандовал офицер.
Из-за поворота показалась отходящая колонна. Гитлеровцы не ожидали засады в тылу и шли без охранения. Когда головные машины подошли на расстояние около 200 м, последовала команда «Огонь!».
Первым же выстрелом Логунов поджег головную автомашину. Артиллерийский тягач попытался обойти загоревшийся автомобиль справа. Бронебойщику потребовалось всего два выстрела, чтобы и он запылал. Дорога оказалась перекрытой. Гитлеровцы растерялись и начали выскакивать из машин. В это время по ним ударили пулеметы и автоматы группы Щербакова. Остальные машины стали разворачиваться назад. Однако уйти им не удалось. Подошедшие передовые подразделения полка разгромили вражескую колонну.
Авторитет Александра Логунова в подразделении рос. Часто выступал, делясь опытом, перед новичками. Его направляли во время боя на наиболее опасные участки. И воин всегда оправдывал доверие.
Нелегкий экзамен коммунист Логунов выдержал 18 октября 1944 года в бою на реке Шушепе у деревни Глобеле, Шакяйского уезда, Литовской ССР.
Накануне 1-й батальон захватил плацдарм на западном берегу реки и начал закрепляться. Саперные подразделения быстро приступили к сооружению переправы. Наутро мост был готов. Однако гитлеровцы, стремясь разрушить его и ликвидировать плацдарм, контратаковали позиции батальона. С севера на воинов шло до 15 вражеских танков и штурмовых орудий. За ними двигалась пехота. Последовала команда «К бою!».
Александр Логунов находился среди тех, кому было приказано удержать плацдарм. Отделение ПТР получило задачу не допустить противника к переправе. Логунов понимал, главное для бронебойщика — подготовить огневую позицию. Осмотрелся. Местность вокруг была ровная, танкоопасная. Впереди небольшой бугорок. Логунов лег на него и осмотрел местность. Убедившись, что подступы к мосту хорошо просматриваются, решил оборудовать здесь огневую позицию. Окоп вместе с заряжающим Н. Скирдо вырыли с расчетом вести круговой обстрел в полный профиль. Ширина такая, чтобы можно было разойтись двум бойцам. Впереди окопа расчистили полукруглую площадку радиусом в полтора метра. Перед площадкой насыпали глиняный бруствер. От окопа назад отвели щель, рассчитанную на два человека. Глубина щели в 1,5 раза больше, чем окоп. Скирдо замаскировал окоп под окружающую местность, а Логунов вырыл в правой стенке его, немного ниже середины, нишу для хранения патронов и гранат. Подготовили воины и запасные позиции. Знали: не только мужество и смелость, но и большой ратный труд приносит победу.
Гул вражеских машин приближался. Танки из леса выходили к реке. Стальные громадины двигались к мосту. Вот уже головной преодолевает подъем. Спокойно... Нужно подпустить на верный выстрел. С танков посыпались автоматчики. Теперь пора. Александр прицелился по смотровой щели. Выстрел. Попал. Танк стал разворачиваться боком. Видимо, убит водитель. Второй выстрел — теперь в бензобак. Пламя охватило бронированную машину. Второй танк стал обходить головной. Сейчас он подставит бок. Точно. Теперь уже два костра пылают на поле боя. Но рядом разорвался вражеский снаряд. Боевой друг Александра погиб. Нужно менять позицию. Бронебойщик переполз в другой окоп. И отсюда поразил еще один танк. Но следующий шел прямо на окоп. Выстрел. Танк запылал метрах в 30 от бронебойщика. Снова смена позиции, и вовремя — другой танк проутюжил окоп. Но Логунов метким попаданием в моторную часть подбил и этот, уже пятый танк.
...Земля взметнулась прямо перед бронебойщиком. Взрывной волной у Александра выбило ружье и отбросило его в сторону. Воин потерял сознание...
За исключительное мужество, железную стойкость и геройство, проявленные в этом бою, А. Н. Логунов был представлен к званию Героя Советского Союза.
Ранение оказалось неопасным. Через две недели Александр Логунов вернулся в боевой строй. И снова воин мужественно и умело дрался с врагом. К концу войны на груди командира отделения противотанковых ружей коммуниста старшего сержанта Александра Никитовича Логунова рядом с орденом Ленина и Звездой Героя сверкали два ордена «Слава» и три медали «За отвагу».