59 подписчиков

Рэперский клип позднего Возрождения

631 прочитал

«Спасение Арсинои»
«Спасение Арсинои»

Голые тёлочки, крутые доспехи и море — звучит почти как описание рэперского клипа, но это всего-лишь картина «Спасение Арсинои».

Тинторетто был выдающимся творческим человеком, а как раз такие люди лучше всех чувствуют «дух времени» или, если говорить на гейском — цайтгайст. Позднее Возрождение — тревожная веха, отражение которой художники фиксировали в своих творениях. «Спасение Арсинои» — это неудачная Тинтореттовская попытка эскейпнуться от мерзотной реальности в мир поэзии. Неудачная не потому что картина плоха, а потому что уйти не получилось. И от этого сказка, хоть и хорошая, добрая и красивая становится мрачной. От этого море — не лазурное, как в майями, а черно-зеленое, неприветливое и неистово раскачивающее лодку рыцаря, спасающего красивых голых дам. Дамы, кстати, без одежды не потому что спаситель слишком горяч и обаятелен, а потому что через узкое окно темницы в одежде не пролезть.

Картина написана по мотивам средневековой французской сказки о том, как рыцарь со своим помощником спасли двух женщин — пленниц из высокой каменной башни, стоящей посреди моря. Арсиноя — сестра Клеопатры, которую закинули в тюрягу из опасений (небезосновательных), что она будет иметь претензии на престол, а рыцарь в крутых чёрных доспехах — влюбленный в неё Ганимед.

Это ооочень редкий сюжет для живописи, и, возможно, Тинторетто единственный, кто написал по нему картину. Можно сколько угодно размусоливать про символизм, отсылки и метафоры, но вся соль картины в противопоставлении мягкого и тёплого женского тела холодным железным доспехам рыцаря на фоне неспокойного моря, которое опасно раскачивает гондолу.

Если тебе понравилась статья, можешь подписаться на мой телеграм-канал, по-братски?