Вооружённые силы Латвии провели совместно с союзниками по НАТО крупнейшие за последние годы учения. Власти страны уверяют, что милитаризация региона осуществляется в интересах его жителей. Но так ли это? Факты свидетельствуют об обратном. Мало того, что военные готовятся подавлять волнения в самих городах Прибалтики, так ещё и НАТО «теряет» в регионе свои боевые ракеты.
Учатся подавлять «сепаратистские выступления»
Начавшиеся 20 августа манёвры Namejs-2018 (названные в честь средневекового латышского вождя Намея) стали крупнейшими в Латвии после её выхода из СССР. К ним местная армия готовилась целых четыре года. Всего в учениях участвовали почти 10 тыс. человек – военнослужащие, резервисты, члены ополчения «Земессардзе», сотрудники структур МВД Латвии, представители армий других стран НАТО. Также к данным маневрам привлекли дислоцированные в латвийском Лиелварде вертолеты США, тяжёлую и легкую моторизованную технику и беспилотные летательные аппараты, специально закупленные в преддверии учений.
В ходе манёвров, по словам военных, «проверяется способность вооруженных сил защитить Латвию от угроз любого вида». Учения продлились до 2 сентября. Один из отрабатываемых сценариев предусматривал подавление беспорядков в латвийских городах. «Во время учений учитывается опыт событий на Украине. Поэтому в них включены элементы гибридной войны, в частности спонтанное возникновение беспорядков в Екабпилсе и Валмиере с участием вооруженных людей без знаков различия. Вначале беспорядки будут подавляться структурами внутренних дел, а затем им на помощь прибудут вооруженные силы», – сообщило латвийское Минобороны. В роли условных противников выступили военнослужащие союзников по НАТО.
Представители армии особо подчёркивали, что тренироваться они будут на этот раз не только на военных полигонах (Адажи под Ригой, Скрунда в Курземе, Межа Мацкевичи в Латгалии, Лачусиле на северо-востоке страны), но и вне их – вблизи городов, волостных центров и объектов инфраструктуры. Фактически Namejs-2018 прошёл во всех регионах Латвии – городах Риге, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Екабпилсе, Валмиере и ещё в 36 краях. По дорогам общего пользования пылила военная техника и пехота, но представители армии заранее пообещали, что за пределами полигонов и стрельбищ вооружение использоваться не будет. В частности, командующий Национальными вооруженными силами Латвии (НВС) Леонид Калниньш призвал соотечественников не беспокоиться, если они увидят рядом с собою вооруженных солдат.
Латвийские военные специально разместили в соцсети Facebook памятку для жителей о том, как нужно вести себя, если рядом солдаты занимаются своими тренировками. «Люди заметят нас на улицах, на дорогах, по соседству – если на чьих-то объектах недвижимости или в лесах будут находиться подразделения, выполняющие свои тактические задачи», – предупредил Калниньш в эфире «Латвийского Радио». Он пообещал, что в случае надобности самоуправления предупредят местных жителей и что военнослужащие не планируют использовать без предварительных разрешений чужую недвижимость. С владельцами земельных участков и дворов, которые использовались во время Namejs-2018, военные заранее заключили около 500 договоров.
Такое внимание придается увещеванию жителей недаром – многие латвийцы не испытывают, мягко говоря, особого восторга от того, что в непосредственной близости от них проводят свои тренировки люди в форме. Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» полковник в отставке Виктор Баранец отмечает, что от подобных действий в первую очередь страдает именно гражданское население. «Потому что боевая техника и Латвии, и представителей других стран НАТО зачастую залезает в огороды, на поля. Она коверкает посевы, ломает мосты, иногда танкисты задевают некоторые жилища, раскурочивают дороги. Это все придумано опять под соусом "неизбежной российской угрозы". Зачем России покорять карликовую Латвию – это ни у кого в голове не укладывается», – недоумевает В. Баранец.
«Заблудившаяся» ракета
У латвийских военных и чиновников, естественно, противоположная точка зрения. «Мы не разрабатываем сценарий против какой-либо конкретной страны, но готовим НВС защищать Латвию от любой угрозы», – сказал Калниньш. А министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич после начала учений Namejs-2018 заявил, что, дескать, «инвестиции в безопасность» стран Балтии укрепляют и благосостояние жителей региона. Одновременно латвийское Минобороны подготовило проект доклада, в котором содержится совет по строительству публичных бункеров-убежищ в общественных местах. Там указывается, что уровень угроз в Латвии «достиг такой степени сложности, что оборона государства только военными средствами больше невозможна, потому что не охватывает все слои гибридной угрозы».
Однако о том, что дислоцирующиеся в Прибалтике военные представляют больше угрозы для её собственного гражданского населения, чем для внешнего противника, свидетельствует вопиющий инцидент в Эстонии. 7 августа испанский истребитель Eurofighter Typhoon, входивший в состав подразделения НАТО, назначенного патрулировать воздушное пространство Прибалтики, выпустил над южной частью страны ракету «воздух-воздух» средней дальности AMRAAM. Предположительно она, пролетев около 80 километров, упала в болотистом лесу в районе заповедника Эндла. Там возник пожар, который тушили в течение нескольких суток. При этом место падения AMRAAM военные так и не нашли, не были обнаружены даже фрагменты ракеты. Поисковая операция была прекращена в пятницу 17 августа.
«Ракета могла взорваться в воздухе, она также могла уйти под землю и взорваться там», – обескуражено заявил на пресс-конференции в Таллине командующий военно-воздушными силами страны Рийво Валге. Как признают сквозь зубы военные НАТО, нельзя исключить и возможности, что ракета достигла поверхности земли без детонации содержащейся в ней взрывчатки. «Все теоретически возможные места падения ракеты на местности были тщательно изучены. В течение двух недель в поисках были задействованы три вертолета, пять патрулей и поисковые цепочки из 50 человек для прочёсывания местности. Были привлечены саперы из сил обороны и спасательного департамента, а также мини-дроны военно-воздушных сил», – поклялся Валге. Тем не менее, по его словам, «местоположение ракеты не удалось установить, и все рациональные варианты исчерпаны».
Пытаясь объяснить пропажу AMRAAM, представители Сил обороны Эстонии заявили, что ракета летит с очень высокой скоростью и по сравнению, например, с самолетом является маленьким объектом. В стране, мол, нет аппаратуры, способной отслеживать подобные цели. Но эстонская пресса задалась вопросом: зачем в таком случае понадобилось возводить радиолокационную станцию близ населённого пункта Келлавере? Как утверждают местные военные, локатор в Келлавере является важным звеном единой системы воздушного наблюдения BALTNET и позволяет в режиме реального времени собрать в единое целое данные, полученные с эстонских, латвийских и литовских радаров. Подобные радары используются практически во всех странах НАТО.
Радиолокационная станция Келлавере общей стоимостью 239 млн крон (более 15 млн евро) была построена в 2003 году и находится в уезде Ляэне-Вирумаа (северо-восточная часть Эстонии). Ранее утверждалось, что, «кроме мониторинга воздушного пространства, этот радар можно использовать вместе с гражданскими локаторами в целях улучшения безопасности авиадвижения и оптимизации работы метеослужб». И вот теперь оказалось, что практической пользы от этого радара – пока никакой. Скандал усилился, когда выяснилось, что в момент незапланированного пуска ракеты неподалеку в воздушном пространстве находился пассажирский самолет латвийской национальной авиакомпании airBaltic.
«Хорошие новости»
Тут стоит упомянуть, что AMRAAM является оружием американского производства. У ракеты, длина которой составляет 3,7 метра, диаметр – 18 сантиметров, вес – около 152 килограммов, есть режим самоликвидации. Было объявлено, что детали инцидента, произошедшего с истребителем, расследуют специалисты по воздушной безопасности ВВС Эстонии и испанские военные. Вдобавок к этому создана единая рабочая группа эстонских министерств обороны и экономики, которая должна дать оценку обеспечению безопасности гражданских полетов во время учебных вылетов военной авиации. Своими выводами эти эксперты пока ещё не поделились.
Характерно, что сотрудник российского журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков ещё до официального окончания поисков заявил, что, скорее всего, упавшую ракету так и не отыщут, поскольку все причастные лица не заинтересованы в её находке. «Если найдут какие-то обломки, то, может быть, откроются какие-то неизвестные стороны этой ракеты, которая является основным вооружением таких самолетов, как F22. Могут возникнуть вопросы. Если эта ракета так повела себя на истребителе Eurofighter, то неизвестно, как она поведёт себя на других самолетах европейского или другого производства», – пояснил А. Леонков.
Конечно, по его словам, найденная ракета или её обломки могли бы дать ответы на важные вопросы. Главные из них: почему AMRAAM якобы самопроизвольно ушла с крепления и стартовала в неизвестную сторону к непонятной цели и была ли вообще эта цель? Кроме того, у каждого самолета существуют системы объективного контроля, которые могут показать, была ли там неисправность или всё-таки это летчик самостоятельно сделал пуск ракеты по неосторожности. Однако, по мнению Леонкова, эту историю, скорее всего, замнут, ракету не отыщут и спишут всё на самопроизвольный пуск из-за какой-нибудь технической неисправности. К слову, жители Эстонии шутят, что, мол, ракету уже давно нашли и «загнали» куда-нибудь на сторону.
Экс-глава ФСБ, депутат Госдумы Николай Ковалев отмечает, что «если бы ракета ушла в сторону России, это могло быть расценено как нападение со стороны НАТО со всеми вытекающими отсюда последствиями». Как считает политик, этот случай лишний раз доказывает: пребывание на территории Эстонии, а также ряда других государств войск НАТО представляет угрозу для самих этих стран. «Если вы позиционируете свою страну как прифронтовую территорию, она в итоге в таковую превратится – со всеми соответствующими издержками», – иронизирует публицист Ирина Алкснис. А военный эксперт Александр Жилин отмечает: «Ни один пилот никакой страны не позволил бы себе так небрежно действовать в воздушном пространстве Германии, Франции или Италии. В Эстонии, Румынии, Польше – можно. Потому что это страны НАТО второго сорта».
Зато эстонский журналист Микк Салу в издании Eesti Ekspress назвал инцидент с ракетой самой лучшей новостью недели. «Хорошо, что самолеты летают с полным боевым снаряжением, а не с учебными боеприпасами или вовсе без них. Хорошо, что пилоты и самолеты находятся в состоянии готовности и не должны каждый раз, когда надо нажать кнопку, проходить какую-нибудь политическую и ведомственную цепочку команд. Приятно слышать и скулёж России. Они могут говорить, что хотят, но ведь они видят, что в Эстонии летают настоящие боевые самолеты, с настоящими боеприпасами, в настоящей готовности. Все это – только хорошие новости», – пишет Салу.
Добавим, что вскоре после этого инцидента министр обороны Эстонии Юри Луйк призвал увеличить военные расходы страны. Он сказал газете Eesti Päevaleht, что «два процента от ВВП – это, конечно, большая сумма, но её недостаточно». Министр пояснил, что «сейчас имеется масса затрат, связанных как с оружием, так и с обучением персонала», и заявил о необходимости проведения дебатов о том, какую сумму следует выделить на военные расходы в следующем государственном бюджете. Утверждение бюджета на 2019 год – одна из ключевых задач осенней сессии эстонского Рийгикогу.