Возможно, кому-то из вас доводилось в советские годы охотиться на модные импортные джинсы или торговаться за фасонные сапожки? В Советском Союзе были под запретом торговые операции коммерческого типа – а именно такими были торговля и перепродажа зарубежной одежды. Так называемые «фарцовщики» стали для многих соотечественников проводниками в мир соблазнительных модных брендов, которые в магазинах СССР были совершенно недоступны.
Рождение контрабанды
Первое знакомство советских граждан с зарубежной модой во времена «холодной войны» состоялось в период международного Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Гости со всех концов мира завезли в страну пластинки, неведомый стиль и модные тренды – и были готовы обменяться имуществом с заинтересованными коллегами из Союза за икру, матрешки и сувениры.
Возникла новая тенденция – молодежь начала охотиться на модные обновки из капиталистических стран, что шло вразрез с официальной идеологией. Так появились «стиляги» - прослойка эстетов и модников, которые своей целью видели шик и вычурный, временами безвкусный стиль в одежде. Стиляг высмеивали методами пропаганды, призывали к патриотизму, однако в народе все равно не прекращалась тяга к запрещенным в стране модным западным трендам.
Слово «фарцовщик», по одной из версий, произошло от слова «фарца», что означало «for sale». Другой вариант – от слова «форец», так называли ловких торгашей на рынках Одессы. При всем сомнительном роде деятельности фарцовщики вовсе не были преступниками в прямом смысле – скорее, обычными коммерсантами, однако доходный бизнес в Союзе был вне закона.
Государство клеймило торговцев спекулянтами – и это было вполне справедливо, ведь фарцовщики перепродавали западный секонд-хэнд втридорога. Но советских граждан это не останавливало. Поэтому расцвет контрабанды набирал силу и давал хлеб даже организованной преступности в лице известного мафиози Япончика и многим другим группировкам. Продажей иностранных шмоток занимались ныне известные личности – от Дмитрия Нагиева до Олега Тинькова.
Новая субкультура
Центром притяжения покупателей были ГУМ, магазин «Березка» и гостиница «Интурист» в Москве и Гостиный двор в Ленинграде - здесь можно было найти что-то оригинальное для своего гардероба. В стране, где промышленность испытывала кризис и не обеспечивала население модной, красивой одеждой нелегальные поставки были как глоток свежего воздуха.