Публичные выступления Виталика Бутерина на этой неделе вызвали в среде криптанов много вопросов.
Во-первых, спор о ценности эфира, который начал Джереми Рубин на TechCrunch получил развитие в ответе создателя Ethereum. Виталик признал правдивость аргументов Джереми, что ценность эфира равняется нулю, до тех пор пока другие проекты могут оплачивать смарт-контракты в своей валюте. При этом он подчеркнул, что есть одно большое "но":
"Это утверждение было бы справедливо, если бы Ethereum не развивался."
В дальнейшем, уверен Виталик, они смогут на уровне протокола заставить держателей токенов созданных на основе формата ERC-20 платить за транзакции именно в ETH.
Что? Даже в диктаторских режимах есть правило, что закон обратной силы не имеет. То есть нельзя задним числом заставлять людей выполнять только что принятые законы. С какого перепугу проекты, считавшие свою экономику по одним правилам игры, вдруг возьмут и начнут играть по другому в пользу эфира и в ущерб своему проекту?
У многих ICO-шек главная статья дохода, - как раз, комиссии за исполнение смарт-контрактов. И эти деньги вдруг придется отдавать сети эфириум. Это как если бы вы, купив однажды диван в Икее, потом все время ходили бы и носили деньги в ее кассу за право посидеть на нем. Те, кто еще не перешел на собственный блокчейн, теперь усиленно займутся этой проблемой. В свете таких-то заявлений!
Во-вторых, во вторых Виталик совместно с барышней из Гарварда и чуваком из Microsoft выступил соавтором White Papper под названием: «Либеральный радикализм: формальные правила нейтрального общества». В нем они предлагают механизм по типу квадратичного голосования, что должно улучшить финансирование общественно-полезных проектов.
Но, гайз, это уже было - в СССР квадратно-гнездовым методом уже пытались выращивать экономику. Целых 70 лет пытались и нифига не вышло. И блокчейн совсем не панацея - в многих децентрализованных организациях тоже пытались реализовать голосование по проектам и выяснилось, что это даже 10 процентам держателей токенов не интересно.
Так что мы согласны, что Виталик - могучая сила, и, вообще, "наше все", но в этот раз как-то не алё.