Найти в Дзене
Tipler.ru

Загрязнение воздуха в российских городах растет. Кто виноват?

Оглавление

Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало отчет за 2017 год о загрязнении воздуха в российских городах. Давайте проанализируем содержащиеся в нем цифры и сделаем некоторые выводы.

Загрязнение воздуха растет — это тренд

Несмотря на последовательное разрушение промышленности напротяжении последних десятилетий, уровень загрязнения воздуха непрерывно растет. Общий объем загрязняющих выбросов в воздух в прошлом году вырос на 1,4% и достиг 32 млн тонн. В предыдущие годы этот показатель также рос, так что тенденция просматривается четко.

Больше половины выбросов (54%) в 2017 году дали промышленные объекты, сопоставимый объем (45%) дали автомобили, присем их доля выросла на 2,4%. Остальные источники не сыграли значительной роли.

Самой «грязной» оказалась Сибирь: на СФО пришлось больше половины городов с зашкаливающим уровнем загрязнения. Здесь 42% жителей страдают от загрязнения воздуха против 6% жителей в ЦФО и 2% в СЗФО. Особенно тяжело приходится жителям Бурятии и Таймыра.

Жителей грязных городов стало меньше

При этом каким-то образом в Минприроды сделали заключение о положительной динамике числа горожан, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения воздуха. То есть выходит, что в загрязненных городах стало жить меньше людей. В 2017 году насчитали 13,5 млн жителей таких городов (12% городского населения РФ), против 17,1 млн в 2016 году. Что может означать эта «положительная» динамика?

В Минприроды спешат записать эту динамику на счет своей хорошей работы. Однако это может означать, например, и то, что население «грязных городов» потихоньку вымирает или разбегается. Экологи утверждают, что источником «позитивной цифры» могла стать обычная ошибка в подсчетах или сворачивание мониторинга качества воздуха в некоторых городах. Действительно число городов, в которых ведется наблюдения за качеством воздуха в России сократилось с 252 в 2014 году до 244 в 2017 году.

Экология является одной из наиболее острых проблем, волнующих россиян. В индустриальных городах регулярно проходят митинги, направленные против деятельности тех или иных заводов и промышленных объектов.

Заводы и автомобили — что хуже для здоровья?

Одними из самых загрязненных городов в плане индустриальных выбросов являются Красноярск и Норильск, а самым грязным в плане автомобильных выхлопов стабильно является Москва. Что хуже для здоровья людей — выбросы от заводов или от автомобилей?

Увы, автомобили гораздо опаснее, поскольку они «дымят людям в лицо», а заводы все-таки выбрасывают свой дым высоко в небо. Конечно, часть этого дыма оседает и попадает людям в легкие, но часть все-таки успевает рассеяться. Более того, в процессе путешествия сверху вниз вредные смеси могут поменять свои свойства. То есть, когда нам называют объем загрязнения воздуха заводами и энергетическими объектами, то этот объем в плане влияния на здоровье людей не равен такому же объему автомобильных выхлопов.

Причем объем выбросов от заводов растет медленнее, чем объем загрязнения воздуха автомобилями. Попробуйте прогуляться пешком по своему городу — как долго вам придется дышать автомобильными газами прежде, чем вы доберетесь до зеленого островка?

Увы, россияне, охотно протестующие против дышашей на ладан отечественной промышленности, не спешат бороться с катастрофической автомобилизацией. Напротив, засилье автомобилей во дворах, парках, на газонах и детских площадках преподносится как признак благополучия и повышения качества жизни россиян. А если чей-то ребенок заболеет раком, то виноват оказывается, конечно, стоящий на отшибе завод.