Нет, кто ты такой на самом деле? Ты умеешь доверять? Прислушиваться к своей интуиции? Быть внимательным, открытым и готовым к экспериментам?
Напротив меня сидела симпатичная брюнетка. В ней воплотилось всё то, чего самой мне, кажется, так часто не хватало. Красота и грация, уверенность и мудрость, изысканный художественный вкус и капелька дерзости. Приятный коктейль. Ей были приписаны внутренние страхи и мечты, которые подсознание почерпнуло где-то из глубин личного опыта. За время этого долгого, робкого и многозначительного обмена оценивающими взглядами мы словно успели хорошо поговорить. Между тобой и «собеседником» вдруг устанавливается такая искренняя глубокая связь, построенная на интриге и игре. Вы стараетесь собрать друг друга по мелким чёрточкам, незначительным жестам, словно в попытке из набора полу-осмысленных невербальных знаков собрать другого человека в логичный единый монолитный пазл. Периодически отвлекаясь на внутренний крик собственной личности. Благодаря этому перфомансу (формат был назван questioning) ты налаживаешь диалог с другим человеком и самим собой, по-новому учишься взаимодействовать со своей интуицией.
Современный формат театра старается не просто развлекать зрителя, или поучать, или поучая, развлекать. Он стремится дать замшелому, зажатому в рамки обыденных процессов большого города человеку возможность выйти за границы привычного, прикоснуться к другим областям сознания. Это театр на стыке психологии, эксперимента и театрального искусства, искусства перфоманса и показа. Здесь всё настроено на то, чтобы взаимодействовать напрямую с психикой человека и через внешнюю игру обращать его внимание на себя и на других. Понятие «игра» всё больше приближается в этом к своему первоначальному смыслу, к вовлечению зрителя в интересный процесс взаимодействия с участниками, с актёрами.
Экспериментальный театр в Москве давно не новость, но он всё ещё пугает большое количество зрителей сомнительным для многих удовольствием непосредственного участия и неожиданным подходом. Всё-таки мы по сути своей консерваторы и частенько воспринимаем перемены и отступления от классических решений в штыки.
Примерно с таким же настроением в конце прошлого театрально сезона я отправилась на перфоманс «Кто я?» в Гоголь-центр. Небольшое здание в уютном старом переулке поблизости от Курского вокзала. Внутри – мечта любого хипстера! Всё оформлено концептуально и даже слишком. Очень мало театра, но очень много творчества. То же самое можно сказать и про саму постановку. Всех зрителей пригласили в зал, где участники сели друг напротив друга. Неловкая поначалу улыбка и знакомства взглядами. Разговоры запрещены. Каждому выдали конверты. В них – самые разные вопросы о человеке напротив, от банальных, сколько лет и кем работает, до: самая большая мечта в детстве, что нравится в сексе и самая страшная тайна. Время на ответ ограничено, полагаться можно только на свою интуицию, стереотипы, связанные с внешностью и навыки Шерлока Холмса (если только они есть у вас!).
В какой-то момент я задалась вопросом – те ответы, которые я пишу, к кому они относятся? К тому, кто сидит передо мной или же?.. «Что могло бы подтолкнуть человека напротив к мыслям о самоубийстве?» В таких непростых формулировках ты открываешься сам. И по-настоящему узнаешь другого человека, только когда он в конце передаст тебе листок с твоим «портретом». Каждый из вас словно пишет свой собственный портрет, улучшенную, более привлекательную или более честную версию себя. С этой мыслью я протянула последний конверт брюнетке и улыбнулась. Уже дома она узнает, что мне взбрело в голову, что она тайно сделала аборт. И если это не её самый большой секрет, мне действительно даже стыдно.
Я вспомнила об этом интересном опыте, когда перебирала почту и наткнулась на письмо, на сей раз из Центра имени Мейерхольда. Помимо своих спектаклей они приглашали на так называемые «экспириенсы». Так называются проекты необычного объединения под руководством Фёдора Елютина - «Импресарио». Спектакль-путешествие, спектакль-игра, спектакль-свидание… Масса различных форматов предлагается для современного зрителя. Упор всё больше идёт на живое общение и индивидуальность, те составляющие, которых сейчас нам не хватает больше всего.
И хотя всей душой пламенно и нежно я люблю драматический театр, такой необычный опыт глубокого общения с самим собой, пожалуй, стоит испытать каждому. Это ещё один шаг к пониманию себя и своей личности