Найти тему

Как оценивать знания учащихся в первом классе

Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Марьяна Безруких:
«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.
Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.
А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».

Читайте по теме:

Наталья Виноградова:
«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено. Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!). Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку и пр.) как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».

Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки. И опять в методике обучения это сегодня представлено хорошо.

Советуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось. И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…

Теперь о безотметочном обучении – вообще о проблеме. Она долгое время витала в воздухе, широко обсуждалась. В настоящее время несколько затихла по двум причинам. Кроме оценки в баллах, никаких других критериев оценочной деятельности нет. Но, во-первых, учитель часто не знает, за что поставить 3 или 4, и этот процесс весьма необъективный, а мы хотим, чтобы он самостоятельно разобрался, за что поставить 73 или 74. Во-вторых, привыкнув к балльной оценке (повторяю, даже если учитель в этом разбирается), ученик не может перейти к цифровой отметке, которая действует (и от нее не отказываются) в основной школе, да и в вузе.

Но самое главное – безотметочного обучения не существует. Любой критерий принимает функции и значение отметки. Полученные на ЕГЭ баллы преспокойно все переводят в отметки…

Да, конечно, нужно совершенствовать критериальные основания любого оценивания, усиливать объективность, развивать самоконтроль и самооценку ученика. Но прямого отношения к стратегии оценочной деятельности безотметочное обучение, на мой взгляд, не имеет».

Спасибо, что читаете наши статьи - подписывайтесь на наш канал, чтобы видеть новые публикации каждый день!