Много лет прошло после Великой Отечественной Войны. Этот август выдался тёплым и дождливым. Конечно же я пошёл за грибами. Люблю погулять по лесу, да ещё и грибов наберёшь. Как ни странно, но в лесу грибов оказалось очень мало. И тут я зашёл на болото. Смотрю, подберёзовики молодые стоят, ножки толстые, а шляпки чёрные, и под ногами, и куда не взглянешь. И напомнило всё это мне 1944 год. Этот год оказался для меня трагически печальным.
Прислали к нам во взвод нового подполковника Степанкова:
- Нужно взять языка. Вы, лейтенант Анисимов, назначаетесь главным группы. Берите с собой 12-15 человек и переправляйтесь на тот берег Западной Двины. Время выполнения задания - двое суток. Приказ понятен?
- Так точно, товарищ подполковник, будет выполнено!
Придя к нам, Миша Анисимов набрал добровольцев среди нас на задание. Ну конечно же, так как я его лучший друг, сказал:
- Лёха, идёшь со мною, без тебя я никуда.
Мы собрались и тщательно подготовились. На следующий день в составе пятнадцати человек перешли линию обороны. Шли по немецкой территории только ночью, днём отдыхали, ориентировались с помощью компаса. Следующую остановку сделали на лесной опушке. Мне сразу почему-то не понравились это место:
- Миша, странная какая-то опушка.
Присмотрелись, а это вовсе и не опушка. Лес вырублен, да так аккуратно. Оказалось, что немцы специально вырубили лес, чтобы видеть все подступы к мосту через Западную Двину. И тут кто-то из нашей группы закашлялся. Немцы услышали и открыли огонь из дзотов и миномётов. Вся эта опушка была пристреляна. Во время обстрела четверо из нас погибли, двоих ранило. Мы стали отступать, а немцы бросились в погоню за нами. В этот раз погибших товарищей мы оставили, что никогда не делали раньше. Двух раненых несли на себе.
- Лёха, делимся на две группы. Одна с ранеными отступает к болоту, другая её прикрывает.
- Миша, я остаюсь, буду прикрывать.
- Нет, Лёша, ты отступаешь!
- Я не согласен, хоть ты и главный, давай тянуть спички!
Вытянув свою спичку, судьба распорядилась мною, чтобы я отступал к болоту с раненными. Мы ушли в глухое болото. В том месте, где остался Миша была слышна постоянная пулемётная перестрелка и взрывы гранат. Мы сидели в болоте около трёх дней, питались грибами и ягодами. Ели сыроежки и подберёзовики в сыром виде и всё время боялись, что немцы нас перебьют. На третьи сутки мы ожидали наступление наших войск. И мы не ошиблись, мы снова вернулись к своим. Миша Анисимов и двое наших разведчиков так и не вернулись с задания.
Собирая грибы на болоте сейчас, я подумал:
- Шанс, который нам даёт судьба, не зависит от нашей воли. А всё-таки, мог ли я тогда вытянуть другую спичку? Кто-то же решает решка или орёл, короткая или длинная спичка.
По воспоминаниям ветерана Красной Армии.