Найти тему

Джеронимо. Последний дикий индеец

В этот день в 1886 году после довольно длительной переговорной истории американцам сдался последний «дикий индеец» Джеронимо, вождь чирикауо-апачей. Считается, что это событие стало финальным аккордом Индейских войн. Может и так, но капитуляция Джеронимо повлекла за собой массу печальных событий. О них рассказывает Юрий Стукалин, автор книги «Индейские войны».

В начале сентября 1886 года в каньоне Скелета произошла встреча Джеронимо с генералом Майлзом. Апачи сдались и были отправлены в форт Боуи. Из-за путаницы в армейских отчетах точное число пленников неизвестно. Предположительно их было тридцать два человека, в том числе четырнадцать женщин и девочек. К тому времени, из опасения, что кто-то из резервационных чирикауа может оказывать помощь людям Джеронимо, все они уже были сосланы туда генералом Майлзом в качестве… военнопленных! «Я был маленьким мальчишкой, - с горечью вспоминал один из них. - Я никогда ни у кого ничего не крал, и никогда не причинил никому вреда. Но они продержали меня в плену 27 лет. Тоже самое со Слепым Томом. Он слеп и не мог никому причинить вреда, но и его отправили в тюрьму. Он мог ходить только держась за чью-нибудь руку. Если бы мне предложили прожить еще сотню лет, но там, я бы ни за что не согласился». В резервации оставалось лишь несколько лояльных скаутов чирикауа, которые на протяжении многих лет помогали американской армии бороться с враждебными соплеменниками.

-2

После капитуляции Джеронимо генерал Майлз решил полностью очистить Юго-Запад от чирикауа. Вместе с горсткой людей Джеронимо в заключение были отправлены и те, кто уговорил его сдаться. Нет сомнений, что без их помощи на поимку «диких апачей» ушли бы еще многие годы. Такова была плата за их службу. Однако, едва ли стоит полностью возлагать вину только на Майлза. Генерал рисковал собственной карьерой, сделав все возможное, чтобы Джеронимо и его людей не убили по дороге во Флориду. В правительстве США прекрасно знали о происходящем. Практически в то же самое время, как разворачивались вышеописанные события, президент США лично принимал в Вашингтоне нескольких скаутов чирикауа, прославившихся в войне с непокорными сородичами. Одного из них, знаменитого Чато, президент наградил за достойную службу и лояльность правительству большой серебряной медалью. Затем гостей посадили на поезд и… отправили в заключение вместе к остальным соплеменникам!

Ситуация с чирикауа не имеет аналогов в современной мировой истории. Целый народ был посажен в военную тюрьму, где провел в заключении почти тридцать лет! И все это происходило не в темные века Средневековья и не на территории некой банановой республики. К концу 1889 года умерло 119 человек – в основном женщины и дети. В 1894 году правительство «сжалилось» над несчастным, вымирающим народом и пленников перевезли в военную тюрьму в Оклахому, где климат был менее болезнетворным. Дети, рожденные в заключении, автоматически считались военнопленными. Один из пленных апачей, завербованный на службу в Армию США, достойно отслужил положенный срок, после чего… вновь был отправлен властями в заключение, где умер в статусе военнопленного Армии США! Лишь в 1913 году «военнопленный народ» получил свободу. К тому времени чирикауа-апачей осталось всего 271 человек, включая родившихся в заключение детей…

Джеронимо (справа) и его воины
Джеронимо (справа) и его воины

Джеронимо прожил в заключении еще 23 года. Интерес публики к нему был огромен, а после переселения в форт Силл, штат Оклахома, старик начал получать приглашения посетить различные публичные мероприятия. На каждой станции по пути следования собиралась любопытствующая толпа, каждый хотел увидеть «того самого Джеронимо». Многие жаждали получить что-то от него в качестве сувенира, и старик стал отрезать пуговицы со своего пиджака и продавать по 25 центов. До следующей станции он пришивал новые пуговицы, и на остановке история повторялась. Джеронимо обнаружил, что поделки, сотворенные его руками, пользуются большим спросом среди туристов. Чуть позже он начал продавать безделушки, сделанные другими чирикауа, выдавая их за свои – так они стоили дороже. Прибыль делили. Затем оказалось, что многие американцы готовы расстаться с деньгами за открытки с его изображением, если он собственноручно поставит на них подпись. Пришлось учиться писать корявое «GERONIMO», но это принесло серьезный доход – по два доллара за открытку.

-4

На одном из подобных мероприятий он встретил генерала Майлза. Прошло уже двенадцать лет, с тех пор как они не виделись. Некоторое время Джеронимо ничего не мог сказать от охватившего его гнева, затем обвинил генерала, в том, что тот обманул его. Успокоившись, он попросил Майлза помочь чирикауа вернуться в Аризону. Генерал отказался.

Самым ярким событием, в котором Джеронимо принял участие, был парад в честь инаугурации президента Рузвельта. Поговаривали, что интерес, вызванный появлением в процессии «вождя враждебных апачей» на время даже затмил интерес к самому виновнику торжества. Джеронимо удалось добиться встречи с Рузвельтом, он снова просил вернуть апачей в родные края, и снова получил отказ. Рузвельт объяснил, что ненависть в Аризоне к чирикауа до сих пор настолько сильна, что они не смогут там мирно сосуществовать с белыми американцами.

-5

Если уж президент не мог помочь ему, надеяться было не на кого. С той поры Джеронимо знал, что никогда больше не увидит земли предков. Старик затосковал. В феврале 1909 года он возвращался ночью домой в изрядном подпитии. Было холодно, лошадь мерно цокала копытами по обледенелой земле. Заснул он в седле, или просто не удержался, неизвестно. Нашли его только на следующее утро. Ночь на промерзлой земле не могла пройти бесследно даже для закаленного организма Джеронимо. Он был едва жив. Врач форта Силл поставил диагноз пневмония. Старику становилось с каждым днем хуже. В бреду он вспоминал свою семью, убитую мексиканцами много лет назад… Утром 17 февраля Джеронимо умер.

-6

Считается, что после капитуляции Джеронимо в США не осталось «диких» индейцев. Это не так. Еще несколько мелких групп апачей скрывались на границе с Мексикой. Они никогда не сдались, но жизнь их больше напоминала жизнь диких зверей, а не людей. Американцы и мексиканцы время от времени натыкались на их стоянки, при встрече отстреливали, а иногда даже устраивали на них загонную охоту. Последние свободные апачи продержались до начала 1930-х годов…