Penenza является первой из российских платформ, использующих уступку права требования оплаты по контракту в своей работе. Это новая практика в российской финансовой сфере, к которой еще не все успели адаптироваться. Возникает множество вопросов, в каких случаях допустима уступка по контракту. На них мы и постарались ответить этой статьей.
По действующему законодательству уступка права требования возможна по любым договорам, но при соблюдении определенных требований.
Согласно ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 54 если договор содержит условие о необходимости получения согласия должника либо о запрете уступки требования третьим лицам, передача такого требования, за исключением уступки требований по денежному обязательству, может быть признана недействительной по иску должника.
Также в п. 7 ст. 448 ГК РФ предусмотрено, что, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Вышеуказанный п. 7 ст. 448 ГК РФ был введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ (как раз в связи с необоснованными отказами Заказчиков, ссылающихся на письма Минфина России от 06.06.2016 № 02-04-06/32553 и от 11.03.2015 № 02-02-08/12916.
Правомерность уступки требования с государственного (муниципального) заказчика оплаты работ (услуг, товаров) также подтверждается судебной практикой.
Так ВС РФ в своем Постановлении от 21.12.2017 № 54 в п. 9 отметил, что исходя из положений п. 7 ст. 448 ГК РФ запрет уступки прав по договорам, заключение которых возможно только путем проведения торгов, не затрагивает требований по денежным обязательствам.
Также в п. 17 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом ВС РФ, указано, что в результате подписания договора цессии не производится замена стороны договора - поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности. При исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.
Таким образом, законодательство РФ разрешает уступать требование оплаты по контракту.