Безопасность лифтов в небоскребе - зона особого внимания. Рассмотрим вопрос на примере самого высокого супертолла Европы - башни Лахта Центра, высотой 462 метра.
Все лифты расположены внутри главного элемента системы устойчивости башни – в ядре. Это сверхмассивная конструкция из железобетона. Толщина стен в основании - более 2 метров, уменьшается с набором высоты. Внутри ядра - наиболее защищенное от любых катаклизмов пространство.
Ядро — место, где располагаются лифты комплекса.
Вне ядра — только панорамные лифты, курсирующие в стеклянных шахтах между уровнями обзорной площадки и малогрузовые для обслуживания кухонь ресторанов и потому получившие прозвище «борщевозы».
Если оборвался трос
Натяжение всех тросов, удерживающих каждую кабину, контролируется специальными датчиками. При ослаблении натяжения хотя бы одного каната, они останавливают кабину.
Но даже если представить себе малореальную ситуацию: все тросы оборвались одновременно, отказала электроника и кабину перешла в режим неконтролируемого спуска, то … ничего страшного не случится.
Лифты оборудованы ловителями и датчиками превышения скорости. Эти механизмы придуманы еще два века назад Элайшей Отисом. Решение все еще отлично работает - ничего проще и эффективнее не изобретено, да и не надо. При срабатывании ловителей даже эффектных фонтанов искр от торможения, как в популярных боевиках, не будет – за счет специальных керамических накладок.
Система управления лифтами отслеживает даже угол отклонения здания от вертикали, и при превышении критического значения отключает лифты. Лифты отключаются и при пожаре.
Отключение не означает, что все лифты замирают на полпути в лифтовых шахтах. При ЧП система управления вертикальным транспортом дает команду всем лифтам - те едут на первый этаж, открывают двери, чтобы выпустить пассажиров и только после этого отключаются - не реагируют ни на чьи команды. Вверх могут отправится только специальные кабины для транспортировки пожарных - у огнеборцев есть унифицированный ключ для управления такими лифтами.
Но все это – экстремальные ситуации, вероятность которых в обычной жизни невелика. Как же быть с теми случаями, когда ЧП с лифтами все-таки происходили? Конечно, каждый случай нужно рассматривать отдельно, но как правило, роль играет человеческий фактор - неправильная эксплуатация, обслуживание. Современные решения, которые обеспечивают безопасность поездки на лифте, очень надежны и хорошо проверены на больших промежутках времени.