Найти тему
История и истории

Аттила и аисты: победы, обиды и смерть сурового предводителя гуннов

Оглавление

В середине V века, когда Западная Римская империя дышала на ладан, а Восточная изо всех пыталась сдержать варварские орды, в Европе появился тот, про которого позже скажут:

"Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением".

Звали этого сурового парня Аттила, он был предводителем гуннов - "самого страшного племени своей дикостью", как характеризует их готский историк Иордан.

Аттила на фреске работы французского художника Эжена Делакруа.
Аттила на фреске работы французского художника Эжена Делакруа.

Аттила огнем и мечом прошел по Балканам, подступал даже к Константинополю, заставив в итоге византийского императора Феодосия II заплатить две тонны золота, а затем двинулся на запад - в Галлию. Грабил, жег и убивал, укрепляя свою людоедскую репутацию, пока в 451 году объединенные силы римлян и вестготов, которыми командовал талантливый военачальник Флавий Аэций, не остановили гуннов в грандиозной битве при Каталаунских полях.

Осада Аквилеи

Аттила вроде бы успокоился после этого, но, как выяснилось, ненадолго. Видимо, он твердо решил покончить с Римским миром, во всяком случает с его западной частью, благо восточная часть откупилась золотом. Поэтому, зализав каталаунские раны, в следующем году Аттила появляется в северной Италии. Путь его лежит на Рим (к тому времени не единожды разграбленный варварами, причем два раза - по-крупному), но первым на пути завоевателя оказывается город Аквилея.

Город был богат, многолюден (входил в пятерку крупнейших городов империи), и при этом хорошо укреплен. Гунны в свою очередь гораздо лучше умели сражаться в поле, чем брать крепости и города. И Аквилея оказалась для них крепким орешком. Осада продолжалась несколько месяцев, аквилейцы сдаваться не собирались, и Аттила в какой-то момент пал духом: приказал сматывать удочки, то есть снимать осаду. Как вдруг... В небе появилась птичка.

Ульпиано Чека. Вторжение гуннов в Италию.
Ульпиано Чека. Вторжение гуннов в Италию.

Рано утром, объезжая городские стены, вождь гуннов, человек, по словам хронистов, внимательный и проницательный, заметил, как над одной из городских башен поднялся аист. Голенастый жил на этой башне, у него было там гнездо. Время от времени птица улетала на соседнее болото, но всегда возвращалась - к птенцам. А тут аист поднялся в небо, причем, как заметил Аттила, птенцы, не научившиеся еще летать, сидели на его спине. Это было уже серьезно - аист покидал насиженное гнездо вместе со всем семейством. Но зачем? Вождь гуннов крепко задумался: "Не может все это быть просто так. Не улетают аисты без причины".

Как выяснилось очень скоро - может, на следующий день, может, чуть позже, - мысли Аттилы шли в правильном направлении: башня, с которой улетели аисты обрушилась и в городской стене образовался внушительный провал.

- Вот! Что и требовалось доказать! - закричал Аттила и приказал своим головорезам тотчас идти на штурм.

Жители Аквилеи упорно сопротивлялись, но быстро были перебиты. Гунны ворвались в город, храмы и дома разграбили, а то что не смогли ограбить, сожгли. Аквилея превратилась в пепелище.

Мор Тан. Пир Аттилы в Медиолануме.
Мор Тан. Пир Аттилы в Медиолануме.

И снова аист

Эта победа вождя гуннов раззадорила. После Аквилеи Аттила направился к еще одному крупному и богатому городу - Медиолануму, и без труда захватил его. Вошел в императорский дворец, уселся на высоком троне и заявил:

- Теперь я, Аттила, император Рима!

Но кто-то из приближенных рискнул усомниться:

- Пока тебе не принадлежит сам Рим, который называют Вечным городом, ты не настоящий император.

- Ах ты, дерзкая сволочь! - взревел Аттила и отправил сомневающегося на эшафот.

"Хм, но ведь он прав, собака", - поостыв, подумал вождь и приказал своему войску выдвигаться в сторону Рима. Но взять Вечный город "великому дикарю" было не суждено: на подступах к реке По, за которой разбило лагерь римское войско Аэция, Аттила снова увидел аиста. Он летал очень низко над землей, взмахивая своими огромными крыльями, словно опахалами, и как будто хотел что-то сообщить. Что-то очень важное, подозревал Аттила. Но что? Поражение в грядущей битве с Аэцием? На помощь пришел кто-то из римлян, примкнувший к гуннскому войску.

- Не нужен тебе Рим, повелитель, - сказал он. - Вспомни про Алариха, всесильного короля готов. Он покорил Рим, но через несколько лет покинул земные пределы. Бойся повторить судьбу Алариха, повелитель.

Аттила, конечно, готов был за такие слова разрубить советчика надвое, но... Аист по-прежнему кружил в десятке метров от войсковых повозок, а за рекой были отчетливо видны шеренги римских легионеров...

И свирепый гунн внезапно приказывает своей орде поворачивать обратно.

Ильдико

Впрочем, аист спас Рим, но не Аттилу. В каком-то смысле этот варвар повторил несчастную судьбу своего предшественника Алариха. В 454 году, через два года после несостоявшегося похода на Рим, Аттилы не стало. После бодрой и в чем-то даже безумной ночи со своей молодой и ослепительно красивой женой Ильдико, у повелителя половины Европы носом и горлом пошла кровь, которую никто не смог остановить. Последнее, что промелькнуло перед угасающим взором Аттилы, был аист с огромными бело-черными крыльями. Он парил низко над землей и кричал:

- Ильдико! Ильдико!

Ильдико, дочь короля бургундов, сидела рядом и рыдала.

Ференц Пашка. Смерть Аттилы.
Ференц Пашка. Смерть Аттилы.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Святые и блудницы - 10 самых ярких женщин Древнего Рима
Вот это лазутчик! Шпионская миссия императора Майориана
Одни с крестом, другие с Юпитером: крупнейшая битва христиан и язычников