Моя бывшая коллега держит своих детей в постоянном напряжении – то одному обещает оставить все наследство, то другому. Объясняет это самыми лучшими побуждениями – мол, боясь впасть в немилость родной матери, дети будут делать меньше глупостей.
Детей у Анны Григорьевны трое. У всех все, вроде бы, в порядке – но свой собственный выбор они в жизни делали не часто. Потому что Анна Григорьевна решала за них, где учиться и работать, на ком жениться, каких взглядов придерживаться…
Имущества у Анны Григорьевны немало, детям есть за что посоревноваться друг с другом. Но права ли мать, устраивая эти гонки на лучшее послушание? Ведь тем самым она толкает детей на нездоровую конкуренцию, разрушает их доверие друг к другу…
Другая моя приятельница, Наталья Сергеевна, имеет прямо противоположный взгляд. Говорит – все будет поровну, и пусть дальше живут, как хотят. Совесть матери будет чиста, что никого не обделила.
Но у ее детей ситуация совсем неравная: сын живет в Германии, обеспечен, на родине не был уже много лет и даже звонками себя не утруждает.
А вот дочь с матерью на связи круглосуточно – и в поликлинику отвезти в свое рабочее время, и укол приехать сделать рано утром, и на даче поработать, и даже ее собачку обихаживать, чтобы мама лишний раз не наклонялась.
У сына давно свой дом в Европе, машина, накопления в банке и стабильный доход. А дочь – скромная российская медсестра, ни копейки лишней за душой, но полна забот о стареющей матери… То, что для сына будет лишь на бумаге, чем он и пользоваться не будет – для дочери стало бы существенной поддержкой и вознаграждением за многолетнее терпение.
С одной стороны, правы те родители, которые хотят дать детям одинаковый старт – а дальше пусть каждый улучшает свое положение сам.
С другой стороны – жизнь бывает очень не справедлива к людям, и родители могут помочь ребенку с более трудной судьбой…
Это сложный вопрос, и в любой ситуации с наследством будут обиженные и недовольные. Но я уж точно против того, чтобы манипулировать детьми и вынуждать их что-то доказывать – ведь родительской любовью не торгуют.