Когда мы поступили в Московский Ордена Трудового Красного знамени физико-технический институт, в просторечии Физтех – наш первый учебный день тоже выпал на понедельник, 3 сентября, календарь 1990 года – такой же, как и в текущем, 2018-м.
Вернее, как сказать «учебный». Разумеется, первым совместным мероприятием стала поездка в колхоз!
Мне своим детям уже надо долго и нудно объяснять, что такое «колхоз», и почему учеба в институте начиналась именно с него, а не с чего-то другого – но здесь все эти комментарии, надеюсь, можно опустить :-))
Характерно, что первое же мероприятие для нас с моим дружком Серегой Василевичем чуть было не оказалось и последним! А произошло вот что.
Нам в какой-то мере повезло, мы ездили в колхоз дважды – и как бы в разных странах! Потому что второй курс пришелся уже на после Августа-91, совершенно, так сказать, уже иной социо-культурный контекст был. И вторая поездка вышла куда как веселее, и я о ней тоже обязательно расскажу (ну как обязательно – если понравится текущий рассказ :-))
Короче. Август-91 был еще впереди, а пока на дворе стояла суровая осень 1990 года, со всеми вытекающими.
Важное пояснение. На Физтех традиционно активно брали талантливых иногородних парней, именно парней, девок у нас было от силы по десятку на факультет из 70-80 человек, многие группы были и вовсе чисто «мужские». Были даже спецнаборы на местах, у нас на факультете, к примеру, была «киевская» группа. Нет, москвичи тоже были, но процентов 15-20, не больше. Смысл в том, что приезжие первокурсники, естественно, селились в общаге, и еще до колхоза успевали как-то познакомиться, подружиться и много важного для себя от старших товарищей перенять. Нет, было там собрание, так-то познакомились – но на уровне «Это Дима, это Миша, это Сережа, это Андрей», не более.
В общем, в назначенный день и час мы прибыли на Курский вокзал, и погрузились в какую-то дальнюю электричку. Кто-то в вагон своей группой зашел, а мы с Серегой обосновались в тамбуре, хотя нас и звали, но как-то нам в тамбуре больше приглянулось. И это оказалось большой ошибкой...
Дорога от Курского вокзала выдалась непростой. Все куда-то лезли и ехали, народу набивалось с каждой остановкой, люди лезли так, что складывалось ощущение, что это последняя в их жизни электричка. Но и понять людей можно было: осень 90-го года, хрен знает, что там дальше будет... возможно, и впрямь последняя!
До середины пути нам с нашими рюкзаками, бушлатами и резиновыми сапогами еще как-то удавалось держаться – но потом наступил полный трэш. На какой-то станции с выходящим потоком нас все-таки вынесло на платформу – а вот занестись обратно никак не получалось...
«Тут у меня вся жопа холодным потом покрылась, и понял я, что нам с тобой пи**ец...» - так впоследствии описал свои чувства мой верный друг Серега, и я с ним полностью согласен.
Ни мобил, ни уберов с яндекс.такси тогда ведь еще не было. Да даже если бы были – у нас ведь даже информация о конечной точке имелась самая поверхностная! На уровне «До Серпухова доедете, то ли одна остановка до него, то ли следующая, а там вас, по идее, встретят от лица колхоза...»
Аргументация со стороны наших конкурентов за место в вагоне звучала самая непробиваемая: «Ибонехуйбля!», «Ножки молодые – пешочком дойдете», «Вы поездили – теперь мы поездим!» и тому подобное. Возразить по сути было нечего...
Да, так жопы наши покрылись холодным, липким потом. Осень-90, какой-никакой, а все же СССР, порядки строгие: неявка в колхоз – грубейшее нарушение дисциплины – побыл физтехом полтора месяца после приказа о зачислении, и давайдосвидания. В армии вас приучат к дисциплине.
Ситуацию спас, как и во многих других случаях, наш староста группы Андрей Васильевич Гладких...
Великий человек! Сразу! С первого раза не поступил, пошел в армию, год потом еще потерял – но все-таки сдал вступительные экзамены! То есть, нам по 16-17 лет, а Андрюхе – уже 21 был, ну и вообще – авторитет!
Короче, он как-то из вагона все разглядел, признал в нас своих подопечных, прорвался в тамбур - и в прямом смысле за шкирки, как шкодливых котят, втащил нас с Серегой в тамбур поверх уже набившихся сограждан, кажется, даже кого-то выкинув вон – после чего решительно захлопнул створки автоматических дверей...
Слова, которые нам сказал затем Андрей Васильевич, целиком приводить не буду, сообщу лишь, что суть их была верная. Рот раскрывать не надо, ты физтех, а не абы кто, работай головой, но и про руки забывать не следует, и так далее.
Слова, которые Андрей Васильевич адресовал оставшимся за бортом несостоявшимся пассажирам, я тоже приводить не буду по соображениям цензуры, но смысл их свелся к афоризму в духе мастера Угвея: «Мое ибонехуйбля сильнее твоего!»
Ну вот так. Трудно сказать, по какому пути зашагала бы История, останься мы тогда с Серегой на безымянном остановочном пункте – но История ведь и не знает сослагательного наклонения!
Зато можно смело утверждать, какая песня играла у нас с Серегой в головах в те дни.
Ничего не поделаешь...
Это был 1990 год, и было в том году 15 августа...
"Кино" - "Скоро кончится лето"