В 1957 году началась Вьетнамская война. Для обеспечения своих боевых частей всем необходимым, вьетконговцы организовали разветвленную транспортную сеть, протянувшуюся с севера на юг страны. С легкой руки американцев, эта дорога была названа «тропой Хо Ши Мина», по имени президента Северного Вьетнама.
Стежки-дорожки
Сеть тропинок в джунглях существовала за много веков до начала Вьетнамской войны и использовалась, в основном, для торговли. Среди местных этот путь был известен как «тропа Чыонгшон», по названию горного хребта (Аннамские горы), расположенного в западной части страны на границе с Лаосом. Почти на всем своем протяжении тропинки были надежно скрыты от любопытных глаз непроницаемым экраном зеленых джунглей.
С началом боевых действий, особенно после военного вмешательства США, тайные дороги приобрели для армии Северного Вьетнама важнейшее значение. Дело в том, что тропа Хо Ши Мина частично проходила по территориям соседнего Лаоса и Камбоджи. Эти страны сохраняли политический нейтралитет, но на деле сочувствовали Северному Вьетнаму, и при необходимости вьетконговцы могли отступить на относительно безопасную территорию соседних государств.
Тайный лабиринт
Тропа использовалась для переброски войск, транспортировки оружия, амуниции, боеприпасов, продовольствия и горючего.
Поначалу основным видом грузового транспорта стали велосипеды, конструкция которых была усилена подручными материалами, однако вскоре, благодаря поддержке дружественных стран, вьетконговцы были обеспечены грузовиками, и масштабы перевозок значительно увеличились.
В 1959 году командование Северного Вьетнама создало 559-ю транспортную группу, насчитывающую около 6 тысяч бойцов. Подразделение должно было расширять, обслуживать и оборонять дорожную сеть. Строительство шло под девизом «Новая дорога — удар по врагу». Несмотря на все попытки противника прервать транспортные пути, тропа Хо Ши Мина на протяжении войны только росла и укреплялась.
Со временем система превратилась в сложный лабиринт грунтовых дорог шириной до шести метров, дополненный пешеходными дорожками и разгрузочно-погрузочными площадками для грузовиков. Были отстроены бункеры, складские помещения, казармы, санчасти и штабы.
Все объекты тщательно скрывались от наблюдения с воздуха сложной системой естественного и искусственного камуфляжа. К 1973 году грузовики могли проехать под маскировочным укрытием практически по всей тропе, за исключением открытого русла рек или тайных мостов, находящихся ниже уровня воды.
Оружие — ливни
Удары по тропе Хо Ши Мина для армии США сразу же стали одной из приоритетных целей. Ряд американских баз размещался в районах проникновения вьетконговцев из Лаоса во Вьетнам, там же велись основные боевые действия и проводились военные операции.
Кроме классических методов борьбы с противником, вроде разведки и минирования дорог в джунглях, американцы проводили эксперименты с климатическим оружием.
Дело в том, что в сезон дождей тропы размывало, поэтому интенсивность перемещения армии Северного Вьетнама резко сокращалась. Ученые США предложили использовать погоду в своих целях, искусственно вызывая осадки и тем самым разрушая транспортную сеть.
Эксперименты прошли вполне успешно: в рамках операции «Попай» военным, при помощи химических реагентов, действительно удавалось создавать дождевые облака и активировать их над целевыми районами.
Дополнительно было применено еще одно нестандартное оружие. Американские летчики сбрасывали на тропы в джунглях мешки с особой смесью. Состав при контакте с дождевой водой превращал грунт в жидкую грязь, дорожное покрытие размывалось. Испытания прошли успешно, однако эксперимент свернули из-за недостаточной эффективности.
С воздуха
И все-таки максимальный урон тропе Хо Ши Мина нанесла не пехота, и не погода, а американская авиация. Вдоль всего маршрута движения северо-вьетнамских войск разведывательные подразделения США устанавливали специальные акустические датчики. Когда они обнаруживали противника, начинались бомбардировки.
Только за два года (1970—1971) авиаударами удалось уничтожить 4 тысячи вьетконговских грузовиков.
Тропа войны — тропа победы
Впрочем, все усилия американских военных оказались напрасными. Как упоминалось выше, тропа Хо Ши Мина только росла. К концу войны почти вся основная магистраль была отсыпана гравием и укреплена. А прямо под носом у американцев вьетконговцы умудрились протянуть трубопровод с горючим и линию связи.
В итоге транспортная сеть в джунглях для Северного Вьетнам стала дорогой к победе — во многом именно благодаря тропе Хо Ши Мина Северный Вьетнам смог выиграть в этой войне. Кстати, она действует и по сей день, превратившись из тропы в современное шоссе Хо Ши Мина.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
«Туннельные крысы» вьетнамской войны — смертельная ловушка для янки
Бои за «Гамбургер»: как американский батальон попал во вьетконговскую мясорубку