Найти тему
Истории об истории

Тропа Хо Ши Мина — секрет победы вьетконговцев

Оглавление

В 1957 году началась Вьетнамская война. Для обеспечения своих боевых частей всем необходимым, вьетконговцы организовали разветвленную транспортную сеть, протянувшуюся с севера на юг страны. С легкой руки американцев, эта дорога была названа «тропой Хо Ши Мина», по имени президента Северного Вьетнама.

Солдаты Северного Вьетнама на тропе Хо Ши Мина
Солдаты Северного Вьетнама на тропе Хо Ши Мина

Стежки-дорожки

Сеть тропинок в джунглях существовала за много веков до начала Вьетнамской войны и использовалась, в основном, для торговли. Среди местных этот путь был известен как «тропа Чыонгшон», по названию горного хребта (Аннамские горы), расположенного в западной части страны на границе с Лаосом. Почти на всем своем протяжении тропинки были надежно скрыты от любопытных глаз непроницаемым экраном зеленых джунглей.

С началом боевых действий, особенно после военного вмешательства США, тайные дороги приобрели для армии Северного Вьетнама важнейшее значение. Дело в том, что тропа Хо Ши Мина частично проходила по территориям соседнего Лаоса и Камбоджи. Эти страны сохраняли политический нейтралитет, но на деле сочувствовали Северному Вьетнаму, и при необходимости вьетконговцы могли отступить на относительно безопасную территорию соседних государств.

Вьетконговец, перевозящий груз
Вьетконговец, перевозящий груз

Тайный лабиринт

Тропа использовалась для переброски войск, транспортировки оружия, амуниции, боеприпасов, продовольствия и горючего.

Поначалу основным видом грузового транспорта стали велосипеды, конструкция которых была усилена подручными материалами, однако вскоре, благодаря поддержке дружественных стран, вьетконговцы были обеспечены грузовиками, и масштабы перевозок значительно увеличились.

Колонна грузовых велосипедов
Колонна грузовых велосипедов

В 1959 году командование Северного Вьетнама создало 559-ю транспортную группу, насчитывающую около 6 тысяч бойцов. Подразделение должно было расширять, обслуживать и оборонять дорожную сеть. Строительство шло под девизом «Новая дорога — удар по врагу». Несмотря на все попытки противника прервать транспортные пути, тропа Хо Ши Мина на протяжении войны только росла и укреплялась.

Со временем система превратилась в сложный лабиринт грунтовых дорог шириной до шести метров, дополненный пешеходными дорожками и разгрузочно-погрузочными площадками для грузовиков. Были отстроены бункеры, складские помещения, казармы, санчасти и штабы.

Колонна грузовиков
Колонна грузовиков

Все объекты тщательно скрывались от наблюдения с воздуха сложной системой естественного и искусственного камуфляжа. К 1973 году грузовики могли проехать под маскировочным укрытием практически по всей тропе, за исключением открытого русла рек или тайных мостов, находящихся ниже уровня воды.

Оружие — ливни

Удары по тропе Хо Ши Мина для армии США сразу же стали одной из приоритетных целей. Ряд американских баз размещался в районах проникновения вьетконговцев из Лаоса во Вьетнам, там же велись основные боевые действия и проводились военные операции.

Артиллерийский огонь по тропе Хо Ши Мина
Артиллерийский огонь по тропе Хо Ши Мина

Кроме классических методов борьбы с противником, вроде разведки и минирования дорог в джунглях, американцы проводили эксперименты с климатическим оружием.

Дело в том, что в сезон дождей тропы размывало, поэтому интенсивность перемещения армии Северного Вьетнама резко сокращалась. Ученые США предложили использовать погоду в своих целях, искусственно вызывая осадки и тем самым разрушая транспортную сеть.

Эксперименты прошли вполне успешно: в рамках операции «Попай» военным, при помощи химических реагентов, действительно удавалось создавать дождевые облака и активировать их над целевыми районами.

Дополнительно было применено еще одно нестандартное оружие. Американские летчики сбрасывали на тропы в джунглях мешки с особой смесью. Состав при контакте с дождевой водой превращал грунт в жидкую грязь, дорожное покрытие размывалось. Испытания прошли успешно, однако эксперимент свернули из-за недостаточной эффективности.

С воздуха

И все-таки максимальный урон тропе Хо Ши Мина нанесла не пехота, и не погода, а американская авиация. Вдоль всего маршрута движения северо-вьетнамских войск разведывательные подразделения США устанавливали специальные акустические датчики. Когда они обнаруживали противника, начинались бомбардировки.

Следы бомбежки американской авиации по речной переправе
Следы бомбежки американской авиации по речной переправе

Только за два года (1970—1971) авиаударами удалось уничтожить 4 тысячи вьетконговских грузовиков.

Тропа войны — тропа победы

Впрочем, все усилия американских военных оказались напрасными. Как упоминалось выше, тропа Хо Ши Мина только росла. К концу войны почти вся основная магистраль была отсыпана гравием и укреплена. А прямо под носом у американцев вьетконговцы умудрились протянуть трубопровод с горючим и линию связи.

В итоге транспортная сеть в джунглях для Северного Вьетнам стала дорогой к победе — во многом именно благодаря тропе Хо Ши Мина Северный Вьетнам смог выиграть в этой войне. Кстати, она действует и по сей день, превратившись из тропы в современное шоссе Хо Ши Мина.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
«Туннельные крысы» вьетнамской войны — смертельная ловушка для янки
Бои за «Гамбургер»: как американский батальон попал во вьетконговскую мясорубку