За всю историю своего существования, человечество упорно развивало духовные ценности. Поэтому появление огромного количества традиций и обрядов- вполне естественно, правда некоторые из них могут напугать, а какие-то вызвать как минимум недоумение.
На территории Российской Федерации проживает примерно 190 народностей, среди них больше половины являются наследниками шаманских традиций. Эта статья расскажет о 10 самых странных из них.
1 место. Свадебный обряд с кровью оленя на Чукотке
Свадебный обряда на Чукотке имеет очень интересное содержание. Начинается всё со встречи жениха с тестем, где дается разрешение увести будущую жену из-под крыла родителей. Невеста едет на собственных оленях в сопровождении своих ближайших родственников к шатру жениха. За шатром устанавливают специальные жерди для жертвоприношений.
Кровавый обряд с убийством оленя – жертва закату и рассвету. Кровью животного будущим мужу и жене родители жениха рисуют на лицах семейный знак. Так невеста отказывается от своего рода и дома, она переходит в семью супруга.
После помазания молодая жена наносит кровь жертвенного оленя на нарты (длинные сани для езды на собаках или оленях на Севере), а костный мозг животного кладет «в дар» священным предметам нового дома.
Чукотским народом очень ценится очаг, а огонь считается священным. Поэтому свадьбы не могли обойти стороной такую важную часть их религии. Горсть золы невеста смешивает с оленей кровью, растирает их между ладоней и шепчет очагу: «Живи со мной хорошо».
2 место. Охотничий обряд эвенков
Эвенки древний народ Севера, для которого охота является основным родом деятельности. Они занимают большую территорию: от запада Енисея до Охотского моря. Их культура имеет много странных традиций. Например, Синкэлэвун - обряд на удачу, который эвенкские охотники практикуют до сих пор.
Шаман сплетает из прутьев силуэт животного и выпускает в него стрелу из лука. Если она пронзает «животное», то охота будет удачной. После этого имитируется разделка плетенной тушки. Все действия шаман посвящает духам, поэтому считается, что раз они дали добро, то дело осталось за малым: повторить всё в лесу с живым зверем.
3 место.Калмыцкий Гал Тялгн
Гал Тялгн - древний обряд подношения священному огню. Этот ритуал направлен на очищение кармы, или души от злобы и усталости.
Обряд жертвоприношения огню приходится на середину октября (11 - 22 октября), перед приходом зимы задабривают солнце и огонь, чтобы мороз и холод не были жестоки. Гал Тялгн состоит из двух частей - семейной и общественной.
Во время первого, семейного, обряда приносили нижнюю часть головы и крестец барана в жертву бурханам (статуи Будды). Человек, исполняющий ритуал читал молитву и зажигал лампаду. После священному костру жертвовали некоторые части туши животного, жир и молочные продукты. В конце поджигались благовония.
Вторая часть состояла из разжигания костра, который мальчик-подросток обходил по часовой стрелке. В его руках была сумка с жертвенными тушами животных, сваренными внутренностями. Мальчик подходил к дверям, прислонял эту сумку и вскрикивал «Хурэй», ему откликались из кибиток другие люди. После мальчик давал пробовать варенные сердце и печень ребятам лет 5-7, которые сидели в северной части жилища. Так делали три раза. До следующего утра предметы обряда, брошенные в огонь, не трогали. На рассвете золу собирали и сохраняли на весь год для лечения.
4 место. Родовой обряд в Бурятии
В Бурятии до сих пор придерживаются языческой веры. Их шаманы являются посредниками между человеком и богами, поэтому для родового обряда приглашают только посвященного в ритуал. Этот ритуал проводят для почитания родственников-шаманов, последние дают советы и информацию вопрошающему.
На Севере шаману накрывают специальный стол, на котором стоят разные подношения: тахилы, небольшие чаши с жертвенными напитками: чай смешанный с молоком, водка, молоко, такие же чаши наполняют пищей белого цветаи создают форму пирамиды. На стол шаману ставят подарки: синий хадак, отрез шелка, рубашку с длинным рукавом, пачку чая и бутылку водки - всё это называется хабшурга.
Следующим пунктом является подготовка трех идеальных берез: одна с корнем, две другие без него, на них не должно быть выступов и зазубрин. Все три дерева украшают до середины лентами сине-белого (символ серебра) цвета, а до макушки - красно-желтыми (символ золота).
Перед березой с корнем устанавливают стол с подношениями. Потом приносят тушу барана, на которую укладывают его голову. Животное должно быть без рогов, кастрировано и обязательно черного цвета. Прежде чем барана забьют, шаман читает молитву. Жертвенное мясо варят на огне в котле, далее его раскладывают на деревянный поднос.
Завершает ритуал сожжение деревьев, барана и угощений для предков на жертвенном костре.
5 место. Якутская «Кровавая скорбь»
Похоронные ритуалы якутского народа способны выбелить волосы на голове живого человека. Обряд «Кровавой скорби» достаточно устрашающее зрелище: мертвого человека усаживали на ряженую лошадь и возили его вокруг озера, при этом разбрызгивали свежую кровь.
Когда лошадь с галопа переходила на спокойный шаг, то труп человека в седле мог уже болтаться головой вниз. Если же тело падало с седла, то его укрепляли обратно и ритуал начинался с начала.
Такие похороны были только у мужчин, для девушек все было иначе. Тело умершей девушки закреплялось среди танцующих, и она двигалась в такт их движений.
6 место. Морские обряды чукотских народов
Подношения и ритуалы жители приморской Чукотки делят по временам года. Первый обряд - праздник байдарки - совершают ранней весной. Рано утром лодку снимают с вешал и приносят в жертву морю мясо. Дальше совершался обход вокруг жилища: самая старая женщина, владелец байдарки, рулевой, а за ними все остальные. После этого на лодке можно отправляться в море.
Следующий обряд проводили летом, когда заканчивалось вылавливание тюленей. Это называют «праздником голов»: из погребов вынимают головы моржей, лахтаков. Их выкладывают в центре яранги на шкуру. К одной из огромных голов привязывают ремень и имитируют вытаскивание моржа из воды.
Кэртэкун - хозяин морских зверей. Праздник в его честь устраивают поздней осенью и длится он несколько дней. В эти дни использовали специальную «сеть Кэртэкуна» из сухожилий оленя, а также украшенные рисунками весла- на них изображали птиц и облик духа моря в образе человека. Одежда участников ритуала была сделана из кишок моржа. Конец обряда определяли сжиганием изображения хозяина моря и выбрасывание останков жертвоприношений в воду. Таким способом возвращали всех пойманных животных царю моря.
7 место. Строительные обряды
Пермские народы - удмурты, коми-зыряне, коми-пермяки - в древности считались колдунами строительства. При выборе места для дома проводили ритуалы, чтобы не построить его в неположенном или проклятом месте.
Благоприятным считалось место, где когда-то уже стоял дом: уповали на помощь предков. Если выбиралось новое место, то кто-то должен был остаться жить на старом. Совершенно непригодным для новой застройки признавалось пепелище от сгоревшего дома.
Выбором места для дома занимались только колдуны. Большое значение их гаданиям придавали именно коми-пермяки. Они гадали, если собирались переехать в другое селение. Собравшийся начать строительство делал из бересты три небольшие коробочки с мусором, а колдун расставлял их на ночь в предполагаемом для постройки месте на некотором расстоянии друг от друга. Через 1 - 3 дня место, где оставили коробочки с мусором, внимательно осматривает шаман. Если мусор лежал в двух или во всех трех коробках, то предпочтение отдавали той, в которой мусора больше.
Отсутствие мусора хотя бы в одной из них говорило о том, что выбранное место для строительства непригодно. Тогда коробочки уничтожались, готовили новые и устанавливали их в другом месте. Гадание повторяли до тех пор, пока не находили благоприятный участок для возведения дома.
Когда с выбором места для жилища определялись - будущий хозяин готовил колдуну угощения и награду: давал медные монеты и провожал домой.
Коми-зыряне же гадали самостоятельно: с помощью муравьев. Последних вместе с мусором из муравейника помещали в коробочку из бересты и ставили на всю ночь на месте будущего дома. Считалось, что на пригодном для строительства месте, муравьи оставались в коробочке, а к мусору в ней приносили новый. Если муравьи покидали коробку и уносили с собой весь мусор, то место признавали непригодным для жительства.
8 место. Похороны тунгусов.
С XVII по XVIII века тунгусы проводили странный похоронный обряд. Они одевали мертвого в самое лучшее платье, подходящее этому времени года, укладывали в деревянную колоду и закрепляли его на деревья или столбы. После переходили к жертвоприношениям: закалывали несколько оленей, а кровью животных обагряли гроб и деревья. Чум умершего и его предметы быта оставляли под деревьями.
Исследователи утверждают, что индигирские ламуты хоронили только головой на запад, потому что верили-умерший уйдет на Восток. А ритуал с убийством оленей у этих народов, по мнению ученых, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.
9 место. Праздник чистого Чума
Праздник чистого Чума является одним из главных у народов севера и связан с окончанием полярной ночи. Отмечается он в конце января - начале февраля: зимнее солнце вновь появляется на небосклоне после долгого отсутствия. Для праздника устанавливают «чистый чум», в котором несколько дней без перерыва работал шаман. Тогда под звуки шаманского бубна молодежь собирается возле «чистого чума» и исполняет древние танцы, устраивает игры. Каждое из этих действий должно обеспечить удачу в новом году.
Бывают года, когда праздник «чистого чума» проходит иначе: сооружают «каменные ворота», очень похожие на туннель. Три дня около ворот действует камлания шамана, и только после этого за ним все обитатели стойбища трижды проходят через каменные ворота, чтобы полностью очистится от негативной энергии, накопившегося за год.
10 место. Гостеприимная Камчатка
Северную часть Камчатки населяют малочисленные народности приморских коряков. На протяжении веков у них считалось большой честью если гость вступит в интимную связь с женой хозяина. Чтобы достичь этой цели женщина старалась выглядеть особенно обольстительной, дабы мужчина не смог устоять перед соблазном.
Через год хозяйка рожала от незнакомца ребенка. Событие отмечалось всем селением как долгожданный праздник. Связывают такую традицию с замкнутостью этнической группы. Младенцы коряков часто рождались хилыми, больными и часто умирали. Такое явление можно объяснить тем, что жители поселений нередко являются родственниками друг другу. Поэтому интимная связь со случайным человеком считается здесь скорее спасением от вымирания, чем странным обрядом.