Сегодня лифты умеют развивать очень хорошую скорость. Кабины производства "Союзлифтмонтажа" преодолевали расстояние в 2, 6 км за час. Не составляло большого труда обогнать такого тихохода по лестнице.
А вот за сегодняшней кабиной не угнаться даже атлету. Самый быстрый лифт в мире сделала компания Hitachi для финансового центра Гуанчжоу На испытаниях он выдал скорость 75,6 км/ч! При эксплуатации она меньше - "всего" 72 км/ч.
Скорость лифтов в московских высотных - около 25 км/ч. Такое расстояние преодолевают кабины вертикального транспорта в Останкинской телебашне, небоскребе "Федерация", "Триумф-паласе" и некоторых других. В самом высоком небоскребе Европы, 462-метровой башне Лахта Центра (Петербург) самые быстрые лифты будут "выжимать" почти 29 км/ч.
Скорость - это хорошо. Она экономит время и позволяет перевезти больше пассажиров. Но одновременно появляются некоторые неприятные мелочи. Вот, например, у вас бывало так, что при поездке на лифте заложило уши?
Специалисты выяснили, что проблема есть у многих, кто пользуется высокоскоростными лифтами.
Интересно, что появляется она в основном при спуске и почти никогда - при подъеме. Поэтому в ряде комплексов высокоскоростные лифты доставляют наверх быстрее, чем вниз. Скорость на спуск кабины специально ограничивают, чтобы пассажирам было комфортно.
Например, в экспрессах Финансового центра в Гуанчжоу (530 м) скорость вверх – 72 км/ч, а вниз — в два раза медленнее, чтобы людям было более комфортно.
Помимо этого, для самых быстрых лифтов разработаны датчики контроля внутреннего давления и компенсирующие перепад механизмы.
Умножить на два
Увеличить КПД лифтов можно не только с помощью скорости. Самое очевидно решение – расширить размер кабин. И производители им активно пользуются.
Например, лифты 41-этажного офисного здания Umeda Hankyu в японской Осаке имеют грузоподъемность по 5,25 тонны, а габариты кабины — 3,4 м в ширину, 2,8 м в длину и 2,6 м в высоту.
Менее очевидные и технически более сложные решения – даблдеккеры, то есть двупалубные лифты и твины, лифты-«напарники», использующие одну и ту же шахту.
Такие кабины позволяют перевести в два раза больше пассажиров за раз. Настоящее спасение для густонаселенных зданий.
Leva Sapiens
Олимпийские «быстрее, выше, сильнее» все же не главный девиз современного лифтостроения.
Отрасль идет по пути четвёртой технологической революции – лифты не просто совершенствуются физически, они обретают «интеллект».
И это не прихоть производителей. Современные жилые и офисные комплексы становятся все населеннее, но в основном за счет роста высоты, а не площади зданий, поэтому лишнего пространства для размещения дополнительных лифтов нет. Значит, нужны сложные многоуровневые системы вертикального транспорта с интеллектуальными системами управления.
Лифт MULTI
Со своего рождения лифты всегда подвешивались на тросах. Недавнее изобретение лифтов без тросов — настоящий технологический скачок, каких отрасль не видела очень давно.
Летом 2017 года в городе Ротвайль, Германия, состоялась необычная презентация. Немецкая компания ThyssenKrupp представила общественности систему MULTI — первый в мире лифт без тросов, который может передвигаться как вертикально, так и горизонтально. В движение его приводят расположенные на стене шахты линейные двигатели, установленные в рельсы. Похожие решения, к слову, ныне используются в маглевах — поездах на магнитных подушках.
В таком лифте можно будет путешествовать по зданию. Но это - дело будущего.
В петербургском небоскребе Лахта Центр (высота 462 м) будет 40 лифтов. А во всем комплексе – более 100. Будут и шатлы, и Double Deck, и панорамные лифты.
Другие подробности о строительстве небоскреба Лахта Центр в Санкт-Петербурге - в материалах нашего канала.
Подписывайтесь!