Найти тему
Людмила Машукова

A Gasquet КУЛЬТ И ТАИНСТВА МИТРЫ 1899г (сокращённо) - из серии бабушкин сундук...

МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО ВСЕ ТАИНСТВА ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ""ПОЗАИМСТВОВАЛА" У МИТРОИСТОВ, ДАЖЕ НАЗВАНИЕ МОНАХ, ЕПИСКОП, ПАПА ВЗЯТЫ У НИХ ЖЕ, ТАК КАКОЙ БЫЛА РЕЛИГИЯ МИТРЫ?!

Культ Митры появился в Риме в последних годах республики, в то время, когда со всех концов побережья Средиземного моря, их Египта, Сирии, Иудеи, Персии, халдеи к столице древнего мира начали стекаться представители всех стран Востока.
Рим, как сосредоточение всего мира, соединил в себе верования всего света.
Все стекались сюда, как бы предчувствуя, что настал религиозный кризис.
Времена благоприятствовали пропаганде новых, пришедших культов. Старые боги умирали в душе, среди всеобщего равнодушия, старая вера потеряла власть над умами. От неё остались лишь обряды, богослужения, которые производили патриции. Боги перестали внушать не только страх, но и уважение даже маленьких детей.
Народ, лишённый участия в политической жизни и официальном культе, оставшемся только привилегией патрициев, ни в чём в душе не находил удовлетворения. Души ждали идеала и чего то духовного. Религиозная реформа Августа - поклонение вечному городу, как владыке мира, не дала народу, то что ему требовалось, не поднимала его дух.
Греческая философия, принявшая при Антонианах вид и форму религии и взявшая на себя роль руководительницы душ, не удовлетворяла людей, не будила их воображение, жаждавших мифов и образов, не могла успокоить сердца, требовавших утешения или надежды.
И народ пошол к другим богам, к другим голосам и к другим учителям.
Никогда ещё в мире не было столько вер, течений и богов. Всё мировое пространство заполнилось астрологами, гениями и богами разных народов.


Это во все времена является показателем великой работы, великого поиска, ожиданием, и явлением нового
И вот восточная религия нашла выход в народ.
Вообще то восточные религии в этом отношении, намного лучше отвечают потребности людей, они своими обрядами могли потрясти души и возбудить религиозный экстаз.
Которая же из религий востока приобретёт право преобладать над миром?
Иудейство, которое одно время привлекало простотой своего учения, остановилось, запертое крепость своего Талмуда.
КУЛЬТ Цыбелы дискредетировал себя наглым шарлотанством своих жрецов. Только религии Изиды и Митры продолжали существовать по 5 столетия нашей эры. Но первая слишком мягкая, слишком проникнутая женственностью и нежностью, не могла бороться с возростающим влиянием христианства и предоставила борьбу более мужественной и строгой религии Митры, которая и соеденила в себе все языческие верования того времени.
Культ Митры один продолжил борьбу с христианством.
"Мир подчинился митранству, говорил Ренан, если бы христианство остановленно было в своём религиозном развитии какой нибудь смертельной болезнью!.
Этим и обьясняется всеообщий интерес к изучению культа Миры.
Однако изучение это не совсем легко, так как до нас не дошло ни одного из сочинений, занимавшихся спецыально митранством. Мы будем собирать по крохам. Мы узнаем о нём лишь по отрывочным сведеньям, находящихся в сочинениях Порфирия.
Недавно один професор Интского университета, Франц Кюмон, собрал большое количество текстов и надписей, относящихся к богу Митре, и напечатал лекцыю о памятниках Митре.И всё!
Как ни многочисленны были, привиты к культу Митры, учения других религий, этот культ, все таки всеми своими корнями вырос с Востока.
От Востока же он получал всегда питавшие его соки, свои догматы, и дух, которым он проникнут.
Поэтому нельзя понять суть митранства, игнорируя его восточного происхождения.
Но влияние на культ Митры было очень сложно. Одного взгляда на митранские памятники достаточно, что бы заметить на них следы иранского и халдейского влияния. Жертвенный вол Митры, занимающий первое место во всех митранских изображениях - это вол зороастровских легенд, но он носит вместе с тем и черты астрономическаго вола Вавилона.
Животные, всегда сопровождающая его: ворон, змея, собака - животные Авесты, но двенадцать знаков зодиака, украшающий свод памятников, семь планет, разбросанных по нему, показывают сродство митранства с религией Ниневии и Халдеи.
Сми римляне называли Митру то персидским, то халдейским богом. Учёные давно высказали предположение относительно этого двойного источника происхождения культа Миты, мы же теперь гораздо более знакомые с языком и цивилизацией Ассирии и Вавилонии, не можем сомневаться в нём.
Мы знаем сколько споров возбудили догадки относительно текста Авесты, учёные долго не могли согласиться с тем где и когда возник маздеизм, а также относительно имени религиозного законодателя. Однако, наконец все пункты были выяснены.
Авеста в своей окончательной форме установилась во времена династии Сассанидов в 4 веке нашей эры, составившись из остатков прежней Авесты, затерянной или уничтоженной при приемниках Александра.
От неё остались не многие отрывки, принадлежащие к весьма отдалённой эпохе.
Они написаны на зендском языке, языке аземенидских надписей, тогда как в царствование Сасанидов преобладал язык пельви.
своим языком, своими мифами, даже именами богов Авеста относиться к той же эпохе, из которой вышли Веды Индии.
Но в то же время, как пылкое и плодовитое воображение индусов изобретало всё новые и новые мифы, более строгий и сдержанный дух Ирана выбирал из общей массы сокровищниц мифов борьбу солнца и тьмы, и перенял этот миф и перенёс её на моральную почву, превратил её в борьбу добра и зла, представителями которых стали Ормузд и Ариман.
Эта борьба из - за человека и вселенной устанавливает в классическом маздеизме равенство творцов. Равенство творческой силы между обоими антагонистами. Но даже Авеста допускает известное превосходство Ормузда над Ариманом, который не обладает знаниями будущего и который сознаёт, что в конце концов будет побеждён. Он есть, но его не будет вечно! Ибо его самое сотворение полно противоречий и в сущности зло входит в мир только вместе с творением.
Ормузд - это всеведующее божество. Он - светлое начало, предшествовавшее всему сущему и содержащее в себе всё, что существует.
Небо - это его мантия, усеянная звёздами. Солнце - око, которым он смотрит в мир и на землю, тело - это его свет, а дух - истинна.
Он создал себе помошников в лице семи амшаспандов, которые суть ничто иное, как семь отвлечённых качеств, исходящих от него.
Более определёнными божествами являются 28 изед, олицетворяющих собой огонь, землю, воздух, деревья ит.д. За изедами идут фраваши - они представляют собой безсмертные типы понятий.
Фраваши могут временно входить в тела смертных и испонять свою мисию, возвращаются в свою небесную обитель.
Ормузд дал Зороастру своё откровение, чтобы сообщить людям учение чистоты и научить их тому, что может доставить победу над злом.
Когда исполнится предопределённое время, т.е. пройдёт цыкл 12 тысяч годов, Ормузд из семени Зороастра вызовет спасителя, который разбудет мёртвых, отделит добрых от злых, произведёт великим искуплением очищение злых и окончательно победит и уничтожит Аримана.
Митра - один из изедов. Он принадлежит к древне - арийской мифологии.
В Ведах он уже появляется как бог света, помошник и спутник Варуны. Он творит добро одним своим взглядом и светом, который приносит с собой.
В Иране для Митры открывается блестящая будущность. В обряде поклонения ему - иешт, он уже является в том лучезарном виде, который и сохранится до конца.
Он создан Ормуздом, сравнявшим его с собою.
Он становится тройным богом, тройной Митра - бог земли, бог неба и бог смерти.
Сильнымвнешним влияниям сужденно было произвести глубокие изменения в религии и в самом представлении Митры.
Когда персы завоевали Индию и страны по Тгру и Ефрату, они нашли здесь черезвычайно древнею, но глубоко испорченную цивилизацыю, которой руководиламогучая корпорацыя жрецов, и совершались жестокие, даже по тем меркам человеческие жертвоприношения.
Эта цывилизацыя сначала внушала персам ужас и отвращение, но потом, как это часто бывает, победитель, как полудикий варвар, подченился влиянию более цывилизованного побеждённого.
Не входя в подробности по поводу предположений, существующих относительно первобытных обитателей долины Тигра и Евфрата, вероятнее всего, что две расы, совершенно различные по характеру и по верованию, создали здесь эту цивилизацию, а она создала религию полную мифов, заклинаний и волшебства, поклонения небу и светилам небесным.

-2


С течением веков всё это вылилось в звёздопоклоненчискую религию, полную возвышенных понятиях о душе и о судьбе человека, не чуждая однако весьма чувственным проявлениям культа и теократически - тираническим стремлениям.
Из Фригии культ Митры перекочёвывает на берега Средиземного моря. Он был главным богом пиратов, которых Помпей преследовал в Кликии. Римские легионеры принесли его в Италию из Тараса, аспирийской колонии, основанной Сенахерибом. Но здесь он сначала находился в неизвестности. Первые следы его мы находим на одной неаполитанской надписи времён Тиверия.
Нерон допустил этот культ, ожидая от его таинств очищения от матереубийства.
С этой целью он заключает дружеский союз с пароянским царём и позволяет его послам открыто совершать служение Митре в Риме.
Особенно процветает этот культ при Трояне. Адриан запретил его, временно, в следствии слухов о жестокости мистерий. Коммонд делается одним из поклонников Митры и совершает убийство во время вступительных испытаний

Особенно же распростроняется культ Миры при Аврелиане. Сын жрицы Солнца в Полонии и воспитаный в храме, Аврелиан был отправлен послом в Персию. На чаше, посвящённой богу Митре, он прочёл предсказание своего возвышения, своего будущего величия.
Сделавшись императором и покорив Зеновия, он перенёс в Рим Пальминского бога солнца и объединил все культы Солнца в один. Все течения в одно. Митра и Солнце сливаются в одно божество. Это бог Диоклетиана и Константина Хлора, Константин же долгое время колебался между христианством и митрранством. Юлиан, с юности посещённый Митре, ведёт в нём своего советчика и "хранителя души". Скрытый в язычестве монотеизм находит, наконец выражение в трактате, озаглавленном"ЦАРЬ СОЛНЦА",

-3

Мистерии Митры, совершавшиеся в искусственных или натуральных гротах, должны объяснять людям смысл настоящей жизни, успокаивать души относительно смерти и загробной жизни и, путём очищения от греха, избавлять души от цикла искупительных переходных существований.
Митранское учение представляет собрание доктрин о происхождении бессмертной души, об её падении, об искуплении ея посредством заслуги, с помощью бога.
Интересно проследить начало этого учения, происходящего из совершенно иного источника, нежели религия греков.
Последние признавали восточное происхождение культа Митры. Введение его в Грецыю они приписывали ПИФАГОРУ, который сам получил его учение через посредство учителя Ферацыда, из Египта и Халдеи. Благодаря этому учению Пифагор вывел магические квадраты.
Митранский догмат КАТАБАЗА и АНАБАЗА душ объясняется тем, что мы узнали от Цельса, Порфирия и Макроба.
Астрономические символы, украшавшие свод грота, представляли небесный свод, вращение постоянных звёзд и планет. На противоположных концах свода находятся тропинки Рака и Козерога - это двое ворот, служащих, одни, для богов, другие для людей. Из одних исходят души, желающие пройти в тела, через другие они возвращаются на место своего рождения. Тропинка Рака посвещена Луне, источнику происхождения и сохранения жизни, тропинка Козерога - Сатурну, самой отдалённой из всех планет. Между обоими тропинками, в ту и другую сторону, расположены 12 знаков зодиака.
Митра восседает между двумя этими знаками равноденствия. Он держит в руках меч Овна и сидит на Тельце, знак Венеры.

Душа, бесплотный и чистый дух, падает от одной только тяжести земного помысла, опьянёна мёдом, дающим забвение вечного света. Но она не разом облекается в свою тленную оболочку, а падает постепенно, опускаясь с лестницы, на которой семь остановок и семь дверей, ведущих к семи планетам. По мере того как она опускается со ступеней, душа теряет свою чистоту, и наконец, достигает того, что называют"МИРОМ ЖИЗНИ"

Вместе с тем каждая планета одаряет её необходимым для земного существования качествами: Сатурн - даёт разум, Солнце - Воображение и чувство, Юпитер - деятельную энергию, Марс - страстный порыв, Венера - желание, Меркурий - дар слова, Луна - способность рости. Кроме того каждая планета даёт свой цвет ( то, что сейчас называют цвета ауры). Семь планет, семь эфирных тел, семь цветов.
Схождение же души на землю называется - КАТАБАЗ,
На обратном пути - Анабаза - душа, переходя от планеты к планете, отдаёт ей обратно то, чем планета одарила её, постепенно освобождается от своих земных, телесных свойств, и наконец, возвращается к прежнему своему состоянию.
Этот астрономический символ происходит непосредственно от халдейских верований.

-4

В халдейской религии преобладает поэтому число 7 и 12, число 7 священно. Храм, представляющий небо, есть семиэтажная башня с большой лестницей внутри, по которой совершаются торжественные процессии к вершине, где находится великолепное, блистающие золотом, святилище бога.Каждый этаж посвящён какой либо планете и выкрашен в присвоенный ей цвет ( цвета взяты из радуги)
Каждая планета на своём этаже также имеет собственное святилище. Это и есть та Митранская лестница о которой поведал нам Цельзий.
Все религиозные церемонии подчиняются тому же числу.
Богиня Истар , спускается в страну "Смерти" Отыскивая своего супруга, проходит семь кругов.
При подходе к каждой ступени, служитель богини тьмы, Алат, снимает с Истар часть одежды и наконец, она нагая предстаёт в стране мёртвых. НА обратном пути ей возвращают одежды. Очевидно, что митранское учение возникшее под влиянием этих символических церемоний, вошло потом в церемонии тайных обществ, массонов, розенкрейцеров, Розы и Креста.

Самым характерным и интересным проявлением Митры является вол.
Во всех древних религиях, семитских, арийских, вол представляет собой бога солнца, он заменил собой ещё более древнего солнечного оленя.
Бог солнца в образе вола производящего грозу и оплодотворяющего землю.

Он своими золотыми стрелами оплодотворяет коров, т.е. тучи.
Он посылает на иссохшую землю благостный дождь, и во время грозы наполняет воздух своим мычанием.
Ведийский Индра, египетский Гор, вавилонский Мардук, Элинский Зевс и Вакх представлены под видом вола, или по крайнем мере с рогами на лбу.
Вол митранского культа происходит от двух традиций: персидской и халдейской.
Это астрономический Телец, изображающий солнце, вошедшее в это созвездие во время весеннего равноденствия.
Поэтому Митра и представляется на воле, как например на монументе Альтиерии и как изображены боги солнца на вавилонских памятниках.
В это время Телец несёт солнце на своих рогах.
"Он тот молодой и победоносный бог, который открывает год своими золотыми рогами!"- так говорил Макрод., и который оплодотворяет землю.
По правую и левую сторону его стоят двое юношей, один держит поднятый к верху факел, другой факел опущенный к земле.


Это гении Утра и Вечера. Весны и Зимы. Жизни и Смерти.
Между ногами вола ползёт скорпион, который жалит его, это значит, что осеннее равноденствие истощает производительную силу года.
Иногда астрономическое значение Митры ещё усиливают тем, что над сидящим на воле Митрой изображены все знаки зодиак
Но этот вол соединил в себе ещё и другое значение. Это вол персидского бога Ормуза, первое животное по персидской религии созданное из всех живых существ.
Из ног его выходят семена благодетельных трав и злаков. Из хвоста его выходят колосья, у ног его вьётся змея - злой Ариман.
И всё это соединилось в воле Митры.
Жертвенный вол представляет собой человеческую душу, томящуюся в узах материи, подверженную физическим и нравственным страданиям. Жрецы Миты учили, что душа может очиститься только путём совершённого и добровольного умерщвления нашего бренного тела.

Это в то же время и искупительная жертва, кровь которой даст человеку бессмертие на небесах.

Но для этого, что бы человек ещё при жизни своей мог пользоваться благодеяниями этого искупления, религия Востока позволяла, сообразно традициям того времени, заменить божественного вола, земным животным, кровь которого и омывает грехи людей. а тело его съеденное очищает его внутреннее тело, а кровь его заменяет кровь божественного вола и очищает душу человека.
Вследствие этого, в культе Митры появился, как и в культе Цыбелы вообще то, обычай кровоочистительной мистерии. Вкушения крови и тела бога, что потом было заимствованно христианами.

-5


Был очень интересный обряд. Человек сходил в яму, едва прикрытую деревянной решёткой.

Над этой ямой закалывалось жертвенное животное и из открытой раны кровь текла прямо на кающегося, окропляя его голову и всё тело. Из ямы он выходил возрождённым, в состоянии первобытной чистой души и омытым кровью жертвы. Делался такой обряд над больными душой и недужными телом.
Отцы церкви, в позжих веках, замечали в культе Митры обряды, таинства, один в один похожие на христианские: погружение в воду (крещение), покаяние, хлеб и вино (причастие, только кое где вино для людей заменили водой), верование в воскресение, тайна исповеди, отпевание умершего. Христианские писатели, как например Тертулиан, пробовали объяснить всё это демонами, т.е. ложные боги, внушили людям эти аналогичные обряды для того, чтобы смущать умы верующих и смешать понятия их относительно божественных истин.

Умалчивая, что сама религия христианства, полностью их заимствовала из религии Митраинской, переделав их под себя.

Мистерии требуют всегда вмешательство божества. Известные обряды и слова непосредственно действуют на богов и заставляют их исполнять волю молящегося. Человек может и не знать значения этих слов, но они тем не менее, производят своё действие и заставляют богов услышать просящего, и действовать по желанию человека. Только надо знать эти слова...
(ЗДЕСЬ УЖЕ НАДО СМОТРЕТЬ УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ - ИЛИ ТАЙНУ ЗВУКОВ)

Эти таинственные произношения их соотношения особенно тщательно были отмечены у египтян и халдеев.
Известно, что у всех народов древности существовал обычай священного омывания водой, который всюду служил вступительным таинством. Первый день элевсинских празднеств был посвящён ему.

Апулей, описывая таинства Изиды,говорил об омовении вступающего в её культ. Это омовение было символом очищения.

Митранское омовение водой также имеет, по видимому, это же значение. Но омовение шло с головой. По закону Авесты, дитя должно быть тщательно омыто.
У митран, вообще, существовал обычай очищения водой, огнём и мёдом. Мёд это символ смерти, а желчь - символ жизни.
К этой церемонии они присоединяли помазание лба маслом и давали посвещаемому в культ новое имя.
Что было, в свою очередь, так же почти полностью перенято христианской религией.

-6


Идея, на которой покоится покаяние, имеет глубокие корни в самом существе человека, и идёт через глубины веков, через все религии мира.
Признание облегчает тяжесть вины, но ничто не может изгладить её, кроме полного раскаяния. Восточные народы живо чувствовали человеческую слабость и бесконечное расстояние между человеком и божеством.
Приводим одну древнюю халдейскую молитву, поразительно напоминающую псалмы Давида:
"Господи, многочисленны грехи мои, велики преступления мои. Господь в гневе своём поразил меня. Господь покинул меня. Я страшусь. И никто не протянет мне руку. Я кричу и никто не слышет меня. Я падаю под тяжестью горя и не могу подняться. К богу милосердному я обращаюсь и зову его.
Господи, не отталкивай слугу твоего, протяни ему руку твою. Будь милостив ко мне, развей по ветру грехи мои, и раззори бесчисленные недостатки мои, как одежду"

Хотя у нас нет на то письменных доказательств, но мы имеем полное основание пологать, что митранская исповедь исходила из того же чувства огорчения.

Св. Юстиниан говорит, что митранское причащение состояло из омакивания хлеба в вино или воду, причём жрец произносил известные слова молитвы, за человека.

Эта мистерия походила на священное питьё Эльвзиса, на религиозную трапезу иесеев.
Плутах таким образом объясняет религиозные трапезы.
Ни обилие мяса, не качество вин, говорит он, составляли главную суть этих празднеств, но добрая надежда на милость богов и на присутствие богов, посылающие нам свои благодеяния"

(ОПЯТЬ ВСТАВЛЮ СВОИ ПЯТЬ КОПЕЕК _ У СЛАВЯН ЕСТЬ ПОНЯТИЕ ПИР НА ВЕСЬ МИР _ ЭТО КОГДА ВМЕСТЕ С ЛЮДЬМИ ПИРУЮТ И БОГИ!!!)

Трапеза эта устанавливает как бы общение между человеком и божеством, это составляет её главное значение, во всех религиях древности.
Все эти обычаи входили так же и в состав культа Миты.

Персы верили в воскрешение мёртвых, так же как и халдеи и египтяне. По воле Ормузда элементы возвратят умершему всё то, что составляло его существо, которое востановиться сполна. Но эти воскресшие люди будут бессмертны, они не будут нуждаться в пище и их "тела" не будут бросать тени. Они возродятся после смерти лучезарными, подобно солнцу.

-7

Во всяком культе вступление нового члена сопровождается рядом испытаний, имеющих целью удостоверится в твёрдости его намерений и веры кандидате. Он проходит через известного рода обновления, продержавшиеся несколько месяцев, которые он проводит в посте и молитве.
Испытания в культе Миты считались самыми долгими и трудными.
Религия допускала в свои члены только людей твёрдой воли, испытавших страдания и достигших высокой степени выносливости и бесстрастия.
Говорят, что эти испытания могли доходить даже до убийства, однако, Ламприд утверждает, что по крайнем мере в его время, ограничивались подобием человеческого жертвоприношения, и на убийство, которым запятнал себя Комод во время испытаний, смотрели как на преступление.
Митране не боялись строгостью испытаний ослабить рвение верующих, они знали, что человек придаёт цену только тому, что ему достаётся с трудом.
Испытаний было двенадцать и они продолжались 84 дня. Изображения их мы находим на муранских памятниках. Так, например, памятник Маульсе (Тироле) представляет, по обоим сторонам Митры, двенадцать испытаний: огня, воды (человек плывёт против сильного течения), поста, одиночества (голый человек лежит один в пустынной местности), бича или ножа ит.д. Многие из этих испытаний были заимствованы потом другими, поздними, магическими и тайными школами и орденами.

НА другой стороне изображено прощение грешника, Митра надевает на него венец, прощённый грешник садиться в колесницу солнца и въезжает в небо.
Успех пропаганды Митранства объясняется двумя причинами.
В культе Митры язычество нашло, наконец, форму монтеизма, к которой оно, рано или поздно, должно было придти под двойным влиянием греческой философии и мистерий и духовного роста людей.
Почти все боги античных религий были первоначально богами света и воздуха.
И все друг на друга похожи.
Греческий Зевс вполне тождественен с персидским Ормуздом и индийскими Варуной и Индрой. Впоследствии греки разложили первоначальное божество на множество богов, изображавших различные силы природы.
И вот наконец в Vвеке, эти боги вновь собираются и снова возвращаются к своему первобытному единству. Вообще, дух народов всегда стремился к объединению богов и единобожию.
Так боги Греции и Рима слились в одну религию. Даже Карфагенская Таниит слилась с владычицей неба, Юноной.
Слияние с восточными богами совершилось не так легко, но мало помалу, различия начали сглаживаться, между Юпитером и Миррой или Серапсисом разница стала не особенно значительная, и наконец, все божества Солнца слились в одном целом имени Митры.

В то же время в неоплатоновская философия пришла к тем же выводам!

Она провозглашает Единого началом всего сущего и видимое выражение его находит и объявляет в Солнце.
Однако, особенным успехом своим у римлян митранство обязано своему учению о нравственности.
Мораль – самое верное выражение внутренних и действительных сил религии. Она выражает самую основную суть её. Как скоро эта существенная часть её истощается, любая религия и вера начинает чахнуть и умирает иди же сводиться к одной внешней обрядовости.
Культ Митры сохранил в себе учение маздеизма, чисто моральной религии борьбы света с тьмой, добра со злом, при несомненной победе первого начала над вторым. Это верование управляет всею жизнью верующего, руководит его действиями и заставляет помогать Ормузду и Митре во всемирной борьбе со злом.

-8

Поэтому митранит, по примеру Митры, воин, и все поклонники Митры составляют войско.
Даже женщины и дети воины.
Римляне видели в этом учении возрождение стоизма, который за два столетия до того имел такое сильное влияние на них, и вместе с тем, они находили в этом учении такие догмы, которые соответствовали их состоянию души.
При первом же столкновении, соприкосновении своём с персами, греки были поражены высокой нравственностью этого народа.
Геродот отзывается с величайшей похвалой о правдивости персов и о верности их данному слову.
Перс не должен делать долгов, потому что долг ведёт ко лжи, а ложь – самый большой грех против Митры. Платон признаёт, что культ Митры самый чистый из всех, служений обществу.
Маздеизм имеет пессимистическую основу, так как он вмещает идею падения и искупления, но не приводит, подобно буддизму, к отречению от деятельной жизни, к уничтожению мысли или аскетизму.
Наоборот: перс любит жизнь и деятельность, для него добродетель состоит не в созерцательном бездействии, а в борьбе.
Жизнь дана ему, как средство заслужить небесное блаженство. «Какие три вещи, спрашивает Зороастр, доставляют наибольшую радость божеству?» - И дух отвечает:»Во первых, набожность праведника, во вторых, божество радуется, когда праведник строит себе жилище с очагом и скотом, имеет жену и детей и добрых слуг, в третьих, его веселит вид засеянного поля, вид пастбищ и садов с плодовыми деревьями». Кто сеет хлеб, сеет здоровье. Женатый человек, говорит законодатель, лучше не женатого, отец семейства лучше того, у кого нет детей, имеющий землю лучше того, кто её не имеет. Закон Мазды, есть закон чистоты. Культ его предписывает не только внешнюю, ритуальную чистоту, но чистоту помыслов, дияний и слов.
Этот закон строго запрещает проституцию, детоубийство и всякие соблазны.
Поэтому правила маздеимзма и митранства так понравились римлянам, которые издавали законы против безбрачия, против уменьшения народонаселения в Италии, против упадка земледелия и распространения не возделанных участков. Религия помогала законодателю в борьбе со злом, успехи которого, казалось, ничем нельзя было остановить.
И до наших дней персы, многие из них, остались верны учению Зороастра.
Между всеми соседними народами, они одни отличаются добродетелями, которые предписывает Авеста: строгостью нравов, любовью к семейной жизни, честность и трудолюбием.

Когда учёные и римляне высших классов впервые обратили внимание на христианство, одни приняли его за иудейскую секту, другие смешали с многочисленными пришедшими с Востока религиями солнца.
Император Андриан не отличал христиан от поклонников Серапсиса.
Но уже Цельзий замечает некоторое сходство между христианством и культом Митры: »Тот, кто хочет понять обряды христиан, говорит он, должен сравнить их с обрядами персов, ибо это жалкое подобие последних».
Тертуллиан, в свою очередь указывает на некоторые аналоги, которые могли повести к их смешению:»Некоторые, говорит он, думают, что мы поклоняемся солнцу, потому что во время молитвы мы обращаемся лицом к восходу, к Востоку, потому что сделали воскресенье, т.е. день посвящённый солнцу, днём отдыха и веселия. Но мы делаем это по другим причинам».
Св. Августин замечает то же самое и прибавляет, что христиане только воздают Творцу в Его творении, а не переняли у Митраистов и язычников, этот обряд,».
Но и сами христиане, своим языком, полным символических формул, заимствованных у религий Сирии и Персии, способствовали тому, что это заблуждение поддерживалось в Риме.
Игнатий Анатиохианский пишет:» Светило возсияло на небе выше всех звёзд и все другие светила, вместе с солнцем и луной, собрались вокруг него, он же своим светом затмевает всех!»
И подобных примеров можно подобрать без числа.
В христианских общинах рассказывали следующий случай, который передают и Отцы Церкви.
Один христианский мученик, которого заставляли принести жертву богам, отвечал, что служит Единому Богу – Domini soli.
Так как подобная же формула была начеканена на монетах и на памятниках, то судивший его сказал: «Ну, так и принеси жертву своему богу Солнцу: Domini Soli».
Гностические секты производили невероятное смешение христианских верований с языческими мистериями.
Logos (логос) Платона и Филона по их толкованию, становится воплощённым Словом – Христовым, а Гермоген говорит, что святилище Его находится на солнце.
Базилид, что бы выразить всемогущество Божие, употребляет термин abrakas, численное значение букв которого составляет 365. Св. Иероним утверждает, что миране находят то же число и в буквах имени Митра, а вера в него имеет числовое значение 666.

(ОТСЮДА И ПОШЛО _ ЧИСЛО ДЬЯВОЛА!!)

Секта павлицыан, существовавшая на Евфрате до ХIIIв., находила образ Христа в солнечном диске.

-9


Успех манихиян, учение которых в ранней молодости соблазняло св. Августина, обусловливался слиянием митранского культа с христианским.
На Каскарском соборе, епископ Архелай, говорит Манесу: «Жрец Митры, ты поклоняешься одному солнцу и ты крестишься!»

-10


Во время церемонии примирения с манихеянами, их заставляют клясться в том, что Христос и солнце не одно и то же для них.
В сущности же, и по мимо идей, распространенных неоплатониками, митранство и христианство остаются чуждыми друг другу.

-11

(ТОТ КТО ВОРУЕТ У ДРУГОГО, ВСЕГДА НЕНАВИДИТ ТОГО, КОГО ОБОКРАЛ)

Верования и догматы митранства, как мы видели, коренятся в самых древних преданиях Персии и Халдеи и, лишь в последствии, приспособлены к формам греко – римской цивилизации.
Весьма вероятно, что желание соперничать христианство с митранством и помешала дальнейшему продвижению последнего.
И поставило митран в последний век существования этого культа, т.е. в V в..
Христианство принимало в свои ряды всех язычников разных культов, и так как человек в то время, в большинстве случаев, не родился уже христианином, а делался христианином, то весьма естественно, что переходя из одной религии в другую, новообращённый сохраняет, по привычке, множество терминов, праздников и понятий, относящихся к его прежней вере.
Хотя со временем понятия и меняются, между тем как содержание их формы остаются почти не тронутыми.

Кроме того, с обращением императоров в христианство , (в особенности, после неудачной попытке Юлиана восстановить языческих богов,) народные толпы хлынули в церкви, а языческие храмы закрывались силой.
Христианство поступила очень хитро и расчётливо, оно принимало в свои ряды всех, без изнурительных постов, сложений и испытаний.
Сама процедура вступления в религию была упрощена до не бывалого, до того времени, пустякового по сути и времени обряда. Новообращённым массам епископы не могли приписывать слишком строгие правила, и не назначали долгих приготовительных испытаний. Обращали скопом, всех вместе, большим количеством масс, в чём христиане и выиграли перед митранистами и другими религиями, где новообращённый испытывался месяцами, а кое где годами.
Хотя массовые обращения и не изменяли сущности учения, однако, они давали доступ многим языческим обычаям и суевериям.
Торжествующая Церковь вначале не считала нужным выказывать слишком большую строгость к большой массе новообращённых, а напротив, для укрепления недавних язычников, в вере, многие из своих праздников подкорректировала, приспособила, по времени года, к праздникам языческим.
Так например Рождество Христово она назначила на 25 декабря, день, когда язычники праздновали вступление Митры Солнца, в зимнее солнцестояние. И наложило свой праздник на праздник Митры
И папа Либерий в первый раз, отпраздновал в Риме Рождество Христово 25 декабря – в 354 г.- по городу шли две процессии.

-12


Двадцать лет спустя, число этого праздника, по свидетельству Иоанна Златоуста, перешло и на Восток, а затем установилось во всем христианском мире.
И так от культа Митры, процветавшего ещё в конце IVвека, уже к началу VI-го в. Остаётся лишь одно воспоминание.
Может Быть, возможно ещё найти его следы в некоторых средневековых сектах, орденах или в астрологических соображениях некоторых схолостиков – богословов, которые старались найти объяснение христианских таинств в небесных явлениях, а не в религии.
Религиозная иконография долго носила на себе следы митранских мистерий.
И теперь ещё на порталах древних церквей можно видеть изображение семи планет, солнца и Луны с человеческими лицами и с венцом - ореолом Митры. Но это всё, что осталось в христианстве, от древнего культа бога солнца в изображении.

(У НАС СОХРАНИЛОСЬ НА ИКОНАХ)

Постараемся теперь выяснить причины падения культа Митры.
Чистота нравов поклонников Митры была такова, что Тертулан ставит в пример своим собратьям по религии целомудрие их дев и воздержанность их жрецов.
Но зато другие добродетели, как милосердие и любовь к ближнему совершенно отсутствуют в этой религии. «Дурной тот человек, написано в митранской книге закона, Яснее, кто делает добро злому; только тот истинный поклонник Митры, кто любит своего собрата по религии».

Делать зло врагам составляет буквально религиозную обязанность маздеизма.
Суровость и долгий обряд посвящения, вот что было причиной падения его.
Целый мер чувств был закрыт для него.
Если оно и не исключало женщину из числа своих последователей, то и не отводило ей там никакого места в своём религиозном учении. Женский элемент был попросту выброшен и забыт вместе с женой бога Митры, а ведь первоначально жена была!
Все прочия религии древности были осквернены своим непристойным натуралистическим культом, и то, что религия Миры освободилась от этого элемента составляет всё таки его заслугу.

Христианство учло со временем это и в вела мать Христа, как Богородицу и отдала ей все праздники и понятия всех языческих богинь разных народов.
Митранству неизвестны ни страдания матери, лишившегося своего ребёнка, выражающийся в мраморной статуе Деметры, ни страстная нежность и мистические порывы поклонников Изиды.
Этой стороной своей культ Изиды привлекал к себе так сильно сердца женщин римского общества, что христианская религия, просто подхватила и переняла всё это, не смогла не пройти мимо.

-13