Найти тему
Ритм Евразии

ВТС стран Евразии может стать политическим «стабилизатором» континента

Одним из серьезных факторов придания устойчивости экономическому и политическому альянсу стран Евразии может стать военно-техническое сотрудничество. Этому способствуют все более жесткие санкции США и Евросоюза против России, Турции и Ирана.

Последние две страны давно и не слишком успешно пытаются создать современный основной боевой танк четвертого поколения. В марте прошлого года  в Иране прошла официальная церемония представления нового танка Karrar. Министр обороны и материально-технического обеспечения ВС генерал Хосейн Дехган заявил, что серийное производство этого танка начинается на промышленном комплексе Бани-Хашем около г. Доруда в провинции Лурестан. На российских военных форумах эта новость была оперативно обсуждена. Вывод был единодушен: «Либо это продукт сотрудничества с Россией, либо кактус».

Танковый завод в Доруде был построен с помощью России в 1990-х годах для выпуска лицензионных Т-72С из российских комплектующих, практически для отверточной сборки. После разрыва Россией контрактов на поставку танков и иной военной техники Ирану в соответствии с соглашением Гор–Черномырдин от 1995 года, в Доруде занимались лишь капитальным ремонтом и модернизацией старой бронетехники.

На основе компонентов от советского Т-72С, а также американских танков М48 и М60 иранцы создали свой собственный танк «Зульфикар», который был подозрительно похож на бразильский прототип танка «Озорио». По понятным причинам «Зульфикар» является танком второго поколения, то есть непригоден для участия в современных войнах. Его модернизированная версия «Зульфикар-3», несмотря на шумную рекламу, в войска не пошла, оставшись на уровне ходового макета для демонстрации на выставках и парадах.

Что же касается танка Karrar, то он – явно не «кактус», и, «похоже, представляет собой модернизированный вариант Т-72», считает известный военный эксперт Юрий Лямин. Существенным отличием от Т-72 является сварная башня, эта технология была передана иранцам Украиной еще до введения санкций. Прицел наводчика – производство словенской фирмы Fotona, которая занимается оптико-электронным оборудованием для бронетехники. На крыше танковой башни виден еще один прицел – российский 1К13 для наведения управляемых ракет.

-2

Участвовавшие в презентации нового танка иранские генералы (гигантские козырьки бейсболок которых послужили объектом иронических комментариев на российских форумах) заявили, что Karrar как минимум не хуже российского Т-90МС. Однако на иранском танке нет, скажем, устройства для учета изгиба ствола, нет также датчиков комплекса оптико-электронного подавления и вспомогательного дизель-генератора, как отметил авторитетный танковый блогер Алексей Хлопотов. Динамическая защита, закрепленная на лобовой части башни, является легкой модернизацией советского «Контакта-1» разработки 80-х годов.

Таким образом, новый иранский танк — всего лишь слегка модернизированный Т-72. Возможно, российские специалисты помогли иранцам, подготовив чертежи этой модернизации, хотя официально это никто и никогда не признавал.

А что Турция? Сорвано производство её турецкого танка Altay, в котором, по экспертным оценкам, на 60% заимствованы технологии, использованные в корейском танке K2 «Черная пантера». Полноразмерный макет машины был впервые продемонстрирован в Стамбуле в 2011 году на международной выставке IDEF. Уже через год было собрано два прототипа. Машина массой 60 т продемонстрировала на испытаниях хорошую подвижность и огневые показатели. Танк вооружён 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой и пулемётом калибра 12,7 мм и оснащён панорамным прицелом и тепловизором. На танк установили композитную броню модульного типа и средства динамической защиты.

Однако он лишён современных комплексов активной защиты. Ещё один недостаток – невысокий уровень автоматизации управления. Например, в Altay предусмотрена ручная система заряжания.

После неудавшегося военного переворота в Турции в 2016 году австрийская компания AVL List GmbH, которая должна была передать туркам технологии для производства танкового двигателя, из-за наложенных Евросоюзом санкций отказалась это сделать. Первые серийные Altay теперь будут оснащены немецкими дизелями. Санкции США, которым, хоть и нехотя, но подчинился Евросоюз, вынудили управление оборонной промышленности, которое подчиняется напрямую президенту Р. Эрдогану, объявить конкурс на разработку собственной силовой установки мощностью 1,5 тыс. лошадиных сил. Однако перспективы такой разработки весьма сомнительны.

Как показывает мировой опыт, для создания с нуля собственной научно-технической школы в области разработки и производства систем вооружений мирового уровня нужно несколько десятков лет сотрудничества с ведущими военными державами, чтобы воспитать два-три поколения собственных ученых, инженеров и технологов. Турция чуть ли не все послевоенные годы просто закупала устаревшую американскую бронетехнику. Находящийся долгое время под западными санкциями Иран вообще не имеет доступа к передовым оборонным технологиям.

Примерно та же самая ситуация с попытками Турции и Ирана разработать собственные истребители пятого поколения. Еще недавно Минобороны Турции намеревалось потратить на программу создания и закупки нового собственного истребителя пятого поколения TF-X до $33 млрд. Однако в условиях разворачивающегося финансового кризиса создание собственного истребителя оказалось под большим вопросом.

В конце июня Конгресс США наложил официальный запрет на продажу новейших истребителей F-35 в Турцию несмотря на то, что министр обороны США Джеймс Мэттис просил не блокировать их поставку Анкаре «ради сохранения нормальных двухсторонних отношений».

Кроме того, вся программа создания собственного истребителя опиралась на сотрудничество со шведскими и британскими компаниями, продолжение которого под большим сомнением ввиду вводимых США санкций  против Турции. Самая большая проблема турецких авиаконструкторов – отсутствие опыта в создании собственных авиадвигателей. Для разработки же современного авиационного ТРД «с нуля» потребуется не менее 30 лет. Таким образом, амбициозная турецкая программа разработки и производства собственных истребителей оказалась под угрозой, точно так же, как и создание собственного современного танка.

Иран, который долгие десятилетия был отлучен от современных авиатехнологий – в еще более сложном положении. 29 августа министр обороны Амир Хатами заявил, что его страна планирует вскоре начать производство собственных тяжелых истребителей. Однако это оптимистическое заявление, как представляется, ни на чем не основано.

В прошлом году Минобороны Ирана устроило выставку разработок своих авиаконструкторов, на которой, помимо прочего, были показаны прототип учебно-боевого самолета Kosar-88 и прототип-демонстратор истребителя-невидимки Ghaher-313. Если прототип учебно-боевого Kosar-88 в целом исполнен грамотно, хоть и на уровне курсового проекта плохо успевающего студента третьего курса российского авиационного вуза, то построенный в единственном экземпляре стелс-истребитель Ghaher-313 подвергся сокрушительной, но вполне заслуженной критике на российских авиафорумах. Этот макет будущего самолета напоминает одновременно и провальный американский F-117, заслуженно получивший прозвище Хромой Гоблин, и новейший F-35, за свой экзотической внешний вид прозванный Пингвином.

-3

Но не это главное в представленном иранцами прототипе. А то, что он демонстрирует полное незнание иранскими инженерами элементарных законов аэро- и газодинамики. Геометрия этого самолета во фронтальной плоскости не позволит ему даже при самом мощном двигателе превысить скорость звука. Воздухозаборники имеют такую нелепую, мягко выражаясь, конфигурацию и расположены столь неудачно, что двигатели истребителя просто задохнутся на первом же боевом развороте. Профиль крыла столь тонок, что подходит скорее для авиамодели. Механизация крыла при этом или отсутствует вообще, или столь сомнительна, что не позволит самолету взлететь хотя бы на полметра. Опущенные вниз законцовки крыльев скопированы явно с экспериментального самолета Boeing Bird of Prey, который использовался как тестовый стенд для отработки технологий стелс- невидимости и не предназначался для полетов.

 Иранские конструкторы, похоже, не умеют даже рассчитывать аэродинамику полета летательных аппаратов. Переднее горизонтальное оперение прототипа выполнено по аэродинамической схеме «утка», как на F-35, но его огромные размеры вынуждают отнести его к классу «тандем».

Помимо прочего, оба представленных на выставке прототипа демонстрируют явное отставание Ирана в области материаловедения, что полностью снимает вопрос о возможности иранского авиапрома самостоятельно создавать современные самолеты.

Таким образом, если Россия предложит Турции и Ирану комплексную долгосрочную программу по разработке и созданию новых систем вооружений, а также по подготовке инженерных, конструкторских и военных кадров, это свяжет три страны прочными узами сотрудничества на обозримую перспективу. 

Кроме того, можно ожидать повышенного интереса к этой программе также со стороны ведущих стран Центральной Азии, в частности Узбекистана, который в последнее время усиленно развивает военно-техническое сотрудничество с Турцией, но, как уже было сказано, потенциал турецкой оборонки весьма ограничен.

Военно-техническое сотрудничество России, Турции, Ирана и стран ЦА может стать тем аттрактором, который свяжет регион узами долгосрочного и свободного от изменчивой международной конъюнктуры сотрудничества.