Как понять, где проходит грань, отделяющая честолюбивые стремления от преступных замыслов? Или одно неизбежно вытекает из другого? И можно ли устоять перед соблазнами красивой жизни, довольствуясь малым?
Извечные вопросы.
Книга, долгое время отпугивающая меня толщиной и фотографией автора (в нашем издании фото выполнено в графике, что придаёт этому господину вид презрительно-проницательный, мол, "всех вас я насквозь вижу, сукины дети"), наконец заняла своё место в череде совместных чтений вслух. Здесь рукоплескания и внеочередной кусок шарлотки мужу - это он подложил зелёный томик под руку)
А ещё выяснилось, что по счастливой случайности автор благополучно избежал печальной участи остальных пассажиров "Титаника". Это так, факт из жизни.
Узнали?)
Итак, наконец-то я познакомилась с этой историей!
Теодор Драйзер "Американская трагедия"
Вполне ровное повествование, неспешно разворачивающийся сюжет. Старый, как мир, набор: бедность, обида "почему именно мне выпало влачить столь жалкую жизнь, когда другие имеют всё - деньги, связи, вес в обществе?" и неимоверное желание во что бы то ни стало вырваться из нищеты и убожества. Добавьте сюда нежный возраст, честолюбие размером с Эверест. Приправьте неуверенностью в себе, страхом не справиться. И не забудьте добавить изрядную щепотку жажды наслаждений, желания щегольски одеваться и развлекаться с красивыми ухоженными девушками и неокрепший характер. Вот он, наш бедный Клайд Грифитс собственной персоной.
Конечно, с одной стороны, стремление к лучшей жизни - это достойно лишь уважения. Не гнушается любой работы, чтобы хоть как-то облагородить своё существование, - для молодого парнишки неплохо, правда?
Да вот беда, чем больше получаешь, тем больше хочется) Неуёмная жажда развлечений приводит к несчастному случаю, наш герой вынужден скрываться под чужим именем, снова начиная с нуля в другом городе. А желание вырваться наверх и ни в коем случае не стать похожим на своих родителей-неудачников между тем продолжает толкать вперёд.
И вот, Клайд уже на фабрике воротничков Сэмюеля Грифитса, у своего родного дядюшки. Вроде и должность какую-никакую дали, а потом еще и повысили до начальника женского цеха (чувствуете интригу?:))), но вот держат его в отдалении, не спешат раскрывать перед ним двери в дом и светское общество Ликурга.
А Клайду так туда хочется... Ему так одиноко в незнакомом и чужом городе, а тут как нельзя кстати подвернулась миловидная скромная работница Роберта Олден. Ну как тут устоять? И влюблённость завертела эту незадачливую парочку, делая их встречи такими головокружительными, ведь на фабрике существовал строжайший запрет на отношения с подчинёнными. Но тем интереснее и всё более захватывающе проходят их мгновения. Казалось бы, нашли друг друга, полюбили, поженились, нарожали детишек и жди спокойную старость.
Не тут-то было. Жажда к красивой жизни не отпустит до конца дней, если уж однажды подсел на эту "иглу. И Клайд знакомится с местной "звездой" - Сондрой Финчли, семнадцатилетней красоткой, дочерью богатого дельца. Она смела, горда, избалована, прекрасна и олицетворяет собой все мечты несчастного юного Грифитса. И даже увлекается им, как ей кажется, всерьёз. А у Клайда в глазах - две золотые монеты, как у Скруджа Макдака в мультике. Ну,не только, конечно, там и великолепная мисс Финчли, и роскошные особняки, спортивные машины, летние развлечения, изысканные манеры золотой молодёжи, в которую его хоть и скрепя сердце, но приняли же! Сондра - это вам не просто так, её протекцию абы кто не получает)
Конечно, Роберта отодвигается даже не на второй, но вообще на самый задний план. Казалось бы. чего проще, разлюбил одну, увлёкся другой, расстались и дальше каждый сам по себе.
Не тут-то было. Помним, что нравы тогда царили жесточайшие. Пуританство в самом расцвете сил) А ловкий Клайд уже соблазнил бедную девочку. Да,хоть ей и было 23 года, она всё же была набожной, наивной дурочкой и, как и множество девушек до и после неё, поддалась на провокации и уговоры. В общем, она забеременела.
И думаете, счастливый отец, узнав об этом, прибежал с букетом цветов и коробочкой с кольцом? Как бы не так. Да они оба были в ужасе. Роберта ещё и под постоянным впечатлением от того, что на неё обратил внимание родственник Самого С.Грифитса! А она теперь может подвести его под монастырь, ведь все могут понять, что их связывают не только рабочие онтошения!
Клайду же вообще не до того, у него Сондра. Но он, как может, принимает участие в жизни бывшей пассии, лекарство для прерывания беременности ищет, доктора старается отыскать. Прямо сама заботливость. Ничего, естественно, у него не выходит, он кормит Роберту "завтраками", а она начинает потихоньку угрожать ему оглаской, если он на ней в ближайшее время не женится, пока её "интересное положение" не стало бросаться в глаза окружающим.
Я даже сейчас пишу и распирает. Это одна из немногих книг, в ходе чтения которой мы очень часто прерывались на обсуждение героев и их поступков. И мне так часто хотелось что-нибудь разнести из-за злости на мерзенького Клайди, у которого до последних страниц не хватало мужества ни на что стоящее. Я ругалась в голос на размышление Роберты, потому что всё это старо, как океан,и нельзя позволять так с собой обращаться. И какие-то моменты из личного опыта всплывали. И мужская точка зрения, озвучиваемая супругом, тоже находила отклик. В общем, книга для рассуждений и обсуждений подходит идеально. Драйзер знал, как удержать читателя)
Всё меняется, когда Клайд находит в газете заметку о несчастном случае на озере! И понеслась душа в рай! "Тварь я дрожащая или право имею?" - очень подходит сюда, на мой взгляд.
И начинается самое интересное. Я лично до конца не была уверена, что именно произойдёт с главными героями. Переживания были запредельные.
Поэтому здесь я прекращу распространяться о сюжете - если решитесь читать, уже не бросите и сами дойдёте до третьей книги.
А напоследок я скажу: каждый человек - сам кузнец своего горя. И если не можешь ты унести всё, что нагружает на тебя твоя судьба, не стоит пытаться прыгнуть с этим грузом выше головы. Клайд попробовал, но недостало ему твёрдости и характера. А ведь неплохой мог бы получиться среднестатистический клерк.
Мечтайте, и пусть ваши мечты никогда не становятся трагедиями!
Ваша многословная Книжнаялисица.