Найти тему
Лахта Центр

Поездка на лифте – это парадокс

На первые «настоящие» лифты – Сименса и Гальске, Отиса — ходили смотреть как на чудо. Это и было чудом – одним из ключевых изобретений, которые сделали возможным рост зданий вверх.

Поездка на лифте – в какой-то мере парадокс: лифт дает возможность добраться до 10, 15 или 87 этажа, но не будь лифта, нам бы не пришлось ехать на 10, 15 или 87 этаж ввиду отсутствия собственно этих этажей.

С этой точки зрения лифты изменили нашу жизнь, наверное, больше, чем интернет, космические ракеты, криптовалютные биржи и добыча сланцевой нефти.

Впрочем, не будем противопоставлять все перечисленное пассажироподъемному труженику – ведь и он сегодня уже не тот, что раньше.

Лифт - подарок от древних римлян.  Скриншот из фильма «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра».
Лифт - подарок от древних римлян. Скриншот из фильма «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра».

Неудачливые викинги приводят в действие лифт, на котором поднимаются Цезарь и Клеопатра. Киношутка, но не совсем.

Лифтостроение – на редкость консервативная отрасль. Если задуматься, принципиальных отличий современного лифта от тех конструкций, которыми пользовались, например, в римском Колизее для того, чтобы подниматься на арену для гладиаторских боев, фактически нет.
Схема подъемников в Колизее
Схема подъемников в Колизее

Да, силу мускулов рабов, опускавших противовес или вращавших лебедку, сменили сначала паровые машины, а затем электродвигатели. Но и этим нововведениям уже полторы сотни лет.

Первый электрический пассажирский лифт Siemens & Halske построила в 1880 году, OTIS – в 1889-м.

Демонстрация работы первого электрического лифта
Демонстрация работы первого электрического лифта
Электрический лифт фирмы Otis Elevator
Электрический лифт фирмы Otis Elevator

Даже автоматический ловитель, останавливающий лифт при обрыве троса, которым сегодня оснащены все лифтовые системы, в середине XIX века запатентовал все тот же Элайша Грейвс Отис, а ограничитель, включающий ловители при превышении номинальной скорости, был изобретен в 1878 году.

1854 год. Элайша Отис рекламирует на одной из нью-йоркских выставок свою систему экстренной остановки подъемника
1854 год. Элайша Отис рекламирует на одной из нью-йоркских выставок свою систему экстренной остановки подъемника
Сегодня лидеры рынка вертикального транспорта почти те же, что и столетие назад: Otis, Schindler, Kone и присоединившийся к ветеранам в 1954 году новичок ThyssenKrupp.
Фото elevator.ge
Фото elevator.ge