Сегодня хочу поговорить об этой очевидной штуке, которая вызывает столько неочевидных дискуссий... А сподвигло меня, как обычно, обилие "шума из ничего". Когда на форумах в обсуждении данной темы только один человек из десяти внятно представляет как оно работает, просто диву даешься, как формула уровня шестого класса школьной программы может вызывать у взрослых людей столько дискуссий и споров.
В принципе, разъяснение по сути вопроса можно уложить в одну строку. Средний расход топлива есть значение, получаемое при делении количества израсходованных литров на количество пройденных километров и умноженное на сто. Конечно, при условии, что расход измеряется именно в литрах на сто километров - но это европейский стандарт и так нам всем известный. По идее, на этом можно было бы закончить. Но мы пойдём дальше, и я всё же попытаюсь разжевать эту очевидную формулу для тех, кто постоянно вопрошает: "А вот я проехал 3 светофора, а расход показало 20 литров - как же так!". Рассмотрим два примера движения.
Пример №1. Вы стоите на шоссе. Средний расход топлива обнулён и бортовой компьютер показывает прочерки. Заводим машину и сразу начинаем движение. Дорога у нас замечательная: нет ни светофоров, ни машин, ни поворотов. Эдакий эталон трассы. Двигаемся равномерно и прямолинейно на протяжении, допустим, 80 километров. Затем останавливаемся, глушим мотор и смотрим на экранчик компьютера. Видим показания: 7 литров на 100 километров. Как получилось это значение, ведь ста километров мы так и не проехали? Вспоминаем вышеприведенную формулу: компьютер поделил 5.6 израсходованных из бензобака литров (их он высчитывает по определенному алгоритму через систему топливоподачи) на 80 пройденных километров, а затем умножил значение на 100. Вышла цифра "7". Это называется "расход по трассе".
Пример №2. Вы стоите на шоссе. Средний расход топлива обнулён и бортовой компьютер показывает прочерки. Заводим машину и сразу начинаем движение. Но вот только мы успели тронуться, как попадаем в пробку и кучу светофоров. И те же 80 километров мы проезжаем, скажем, не за час, а за четыре. Что у нас покажет компьютер? Разумеется, он покажет цифру уже куда большую! Почему? Да потому что дёргаясь в пробках и простаивая на каждом светофоре по несколько минут, вы всё равно продолжаете непрерывно тратить бензин - двигатель-то работает! Стало быть, расстояние осталось прежним, но чтобы его преодолеть, двигателю потребовалось больше топлива топлива. Допустим он "выпьет" уже не 5.6, а 12 литров из бака. Делим на те же 80 километров маршрута и умножаем на 100 - получаем уже 15 литров на 100 километров. Замер расхода топлива в процессе стояния в пробках называется "расход по городу".
А ещё есть так называемый "смешанный цикл расхода". Это нечто усреднённое между первым и вторым, и считается наиболее приближенным к действительности. Хотя, разумеется, всё это крайне-теоретически и в условиях эксплуатации конкретного автомобиля может быть далеко от реальности. Ну если один постоянно катается по межгороду, а второй на такой же машине пожизненно стоит в пробках - о каком едином расходе топлива может идти речь?
Ещё один момент. Есть такое понятие, как "экономичный стиль езды". Считается, что меньше всего топлива автомобиль потребляет при равномерном движении без остановок со скоростью около 90 километров в час. То есть, как правило, расход при неспешном движении по трассе и является оптимальным. В таком ритме машина проедет наибольшее расстояние на одном баке. Если ехать медленнее - горючее будет сжигаться попусту при простоях, да и постоянно "подталкивать" массу машины на средней скорости 40 км/ч двигателю сложнее, чем поддерживать скорость порядка 90, где инерция движения условно "помогает" мотору. Но есть и оборотная сторона медали. Если начать давить тапку в пол - расход также вырастет. Но уже потому, что автомобилю будет с каждым набранным километром в час всё сложнее преодолевать сопротивление воздуха: растёт оно с набором скорости чуть ли не в геометрической прогрессии. Стало быть, едешь медленно - попусту сжигаешь бензин на простоях и постоянных "подталкиваниях" машины на небольших скоростях. Едешь быстро - борешься с сопротивлением воздуха, и тоже тратишь лишние литры. Такая вот тонкая ирония наших автомобильных будней. :)
И последнее. Возможно, даже главное в вопросе непонимания цифр среднего расхода. Нужно чётко осознавать, что компьютер учитывает средний расход не по времени непосредственно движения, а по общему времени работы двигателя. Завели мотор - всё, счётчик среднего расхода пошёл наматывать круги. Собственно, исходя из этого становится понятно, почему простояв на месте с заведенным мотором 3 часа и проехав после этого 5 километров до булочной, компьютер вам скажет, что средний расход за поездку составил 60 литров. Это не значит, что за 3 часа стояния на месте вы сожгли 60 литров (помним, что расход рассчитывается на сто километров пути). Это лишь значит, что если вы продолжите в таком ритме движения, то полного бака (пусть он будет как раз 60 литров) вам хватит всего лишь на сто километров. А вот если до булочной вы проедете не 5 км, а 25 - то расход на экранчике сразу резко упадёт в несколько раз. Ведь умная машина пересчитывает его на пройденный километраж в реальном времени, постоянно актуализируя данные за поездку.
Также, помимо среднего расхода за поездку, на большинстве современных машин есть ещё средний расход за продолжительное время. Эти цифры складываются из усреднения расходов за поездку на протяжении последних нескольких тысяч километров. Короче, чтобы не забивать себе голову, просто запомните: чем чаще вы сбрасываете показания среднего расхода топлива (не того, что каждую поездку обнуляется сам, а общего) - тем точнее будут его показания.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем низкого расхода топлива и поменьше светофоров!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.