Если провести мысленный эксперимент, задавшись вопросом о том, в какое время и в каком месте лучше всего оказаться современному синефилу, чтобы можно было смотреть в режиме реального времени на большом экране больше всего первоклассного кино. Первое, что приходит на ум – Япония 1960-х. Японская Новая Волна отличалась от Французской, Чешской или Британской совершенно безумным количеством отличных фильмов – режиссеры эпохи снимали по паре фильмов год. И это, если не брать в расчет мощнейшее жанровое кино эпохи. Из всего этого богатства было бы преступлением не выделить жанр Японского нуара (Japanese Noir). Возникнув одновременно с Новой Волной, молодой жанр быстро аккумулировал все наработки классического американского нуара, который как раз скончался в 1958-1959 годах (зависит от того, кого вы спросите). Впрочем, это не совсем неудивительно, Французская Новая Волна тоже вдохновлялась жанровым американским кино.
Японский нуар – де-факто тоже самое, что и американский Film Noir. Отличается от старшего брата мощной пассионарной энергией молодой киноиндустрии, непередаваемым местным колоритом, большей откровенностью и ощущением совсем уж беспредельной безнадежности – американские режиссеры всё же старались «подслащивать пилюлю». Жанр скончался к началу 1970-х вместе с Новой Волной, но его наследие видно невооруженным глазом в Якудза Эйге и Розовых Фильмах заполнивших экраны Страны Восходящего Солнца в следующем десятилетии.
5 фильмов, которые стоит посмотреть для понимания жанра
Бледный цветок (Kawaita hana) 1964, режиссер – Масахиро Синода. Шедевр Новой Волны с блэкджеком и шлюхами. Молодой якудза выходит из тюрьмы, чтобы вернуться к своему любимому пороку – гэмблингу. Вдумчивый, визуально насыщенный нуар, который очень нравится кинокритикам.
Беглец из прошлого (Kiga kaikyô) 1965, режиссер – Тому Утида. Эпический трёхчасовой нуар, снятый классиком японского кино Тому Утида. Для последнего фильм стал кульминацией почти сорокалетней кинокарьеры. В «Беглеце из прошлого» есть практически все, за что можно любить нуар: долгое последовательное расследование, роковое стечение обстоятельств, атмосфера обреченности, неминуемое воздаяние за все плохое и хорошее, что было сделано в жизни, саспенс, которому мог позавидовать Хичкок.
Женщина с озера (Onna no mizûmi) 1966, режиссер – Ёсисигэ Ёсида. Адюльтер, шантаж, убийство – все элементы «женского нуара» в наличии. Ёсида творит с игрой цвета и тени что-то невероятное, его более поздние фильмы – чистое искусство вне жанров и категорий, но «Женщина с озера» – триумф формального совершенства в сюжетных рамках жанра.
Мой паспорт – кольт (Koruto wa ore no pasupooto) 1967, режиссер – Такаси Номура. Самый простой и прямолинейный японский нуар. История крутого киллера (Дзё Сисидо), которого наниматели после успешно выполненного задания решили заказать. Огромная ошибка. Каждый элемент фильма вызывает устойчивое дежа вю, но стоит иметь ввиду, что большинство фильмов-референсов выйдут значительно позже.
Рожденный убивать (Koroshi no rakuin) 1967, режиссер – Сэйдзюн Судзуки. Снова Дзё Сисидо, снова в роли киллера. На этот раз всё не так просто. Совсем не просто. История о турнире киллеров стараниями Судзуки превращается в сюрреалистический шедевр, аналогичного которому в истории кино ещё не было. На момент выхода фильм со страшной силой провалился, что закончилось «отлучением» Судзуки от кино на десять лет.
5 режиссеров, фамилии которых стоит загуглить
Теруо Исии – постановщик с нехилым послужным списком в более чем 100 фильмов. В конце 1960-х станет одним из отцом основателей жанра Эрогуро, но в начале десятилетия зарекомендовал себя, как прирожденный нуарист, сняв четыре сюжетно безыскусных, но визуально сочных нуара «линейной» серии: «Секретная зона белой линии», «Зона чёрной линии», «Зона жёлтой линии», «Сексуальная линия». В Японии любим и ценим.
Сэйдзюн Судзуки – настоящий титан японского кино. «Один из величайших инноваторов японского кино» - слова Джима Джармуша. До 1967 года успел поработать практически во всех популярных жанрах эпохи, однако самый большой вклад внес именно в нуар. Среди нуаров Судзуки – «Восемь часов ужаса», «Красота преисподней», «Ни тени, лишь голос», «Цель – тюремный фургон» и, конечно, «Рожденный убивать».
Корэйоси Курахара – первоклассный режиссер Новой Волны, который слегка теряется на фоне Осимы и Имамуры. Дебютировал в 1957 нуаром «Я жду», закрепил успех «Запугиванием» (1960) и «Черным солнцем» (1964). Умел снять первоклассный криминальный триллер с минимальным бюджетом.
Ясудзо Масумура – культовая фигура Новой Волны. Известен в первую очередь военными комедиями и драмами, а также эротическими триллерами, но о его вкладе в становление японского нуара тоже не стоит забывать. В его фильмографии нашлось место и стандартным развлекательным нуарам («Черный автомобиль» и «Загнанный волк»), и хичкоковской истории об «идеальном убийстве» – «Жена признается». Последний фильм известный американский критик Джонатан Розенбаум даже поместил в список 100 лучших фильмов в истории. Спорно, но не безосновательно.
Сехей Имамура – подробно в тексте о Новой Волне. В контексте нуара важны «Бесконечное желание», отличный сатирический нуар о самоуничтожении зла, и «Свиньи и броненосцы», яркое социальное высказывание, упакованное в форму эстетского нуара.