Найти тему
Заметки на полях

Алло, мы ищем таланты. История про Ника и Алекса

Два теннисных матча недавно посмотрела. Серьезный турнир – один из четырех «Больших шлемов», открытый чемпионат США. Две игры за выход в 1/8 финала. Один день, две игры, четыре характера.

Сначала коротко расскажу про героев дня –для тех, кто теннисом не очень интересуется, чтоб сюжет был понятен.

Игра первая. Роджер Федерер, сейчас вторая ракетка мира, но очень долго был первой, теннисист очень одаренный и очень опытный, этих самых «Больших шлемов» выиграл штук 20. Все возможные титулы, десятки миллионов призовых. Живая легенда, без преувеличений.

Его соперник – Ник Кириос, 23 года, рейтинг точно не скажу , но где-то в топ-30, молодой и - талантливый. Ну – по крайней мере – все эксперты в голос говорят – Ник – один из самых-самых талантливых молодых игроков.

Вторая игра. Марин Чилич, 7-я ракетка мира, сильный и опытный игрок, хотя титулов поменьше чем у Федерера (ну, это про очень многих можно сказать). Но тем не менее выигрывал много и серьезные турниры. Мастерство и опыт, все при нем.

Его соперник – Алекс де Минор . 19 лет, но уже в ТОП-50, т.е результаты есть, но пока все равно – «вчерашний юниор». Про одаренность и талант – особо не говорят, пока осторожно комментируют – «в меру способный мальчик»

Итак, имеем две похожих игры: «мастерство и опыт» против «молодости и способностей».

Да простят меня теннисисты, я (не из панибратства, а для упрощения) дальше буду их просто по именам называть 😊

Игра Роджер-Ник. Роджер красиво и сильно начинает первый сет. Ник вполне разумно и технично отбивается, но потом допускает несколько ошибок и сет проигрывает. Второй сет – у Ника еще несколько ошибок, Роджер безупречен, выигрывает три гейма в сете подряд… Поведение Ника: в паузах между ошибками – выразительный взгляд в небеса, комментарии вполголоса – в адрес то ли противника, то ли своего тренера, то ли судьбы в целом. Пожимания плечами, стучание ракеткой об корт, - в общем – позиция – «за что мне хорошему все это наказание»

Игра Марин – Алекс. Алекс сначала выигрывает, но с третьего сета Марин берет себя «в руки» и начинает серьезно поджимать молодого соперника. Поведение Алекса : спокоен, сосредоточен, в меру сердит, тоже что-то шепчет, но есть ощущение – что это такая медитация (по ритмичности движения губ заметно – что-то типа «спокойствие, только спокойствие»). Один раз, правда, тоже швыряет ракетку, но потом это бессмысленное действие уже не повторяет.

Смотрим, что дальше.

Игра Роджер-Ник. Роджер берет очередной сет с разгромным счетом. Ник иногда совершает какой-нибудь суперкрасивый и результативный удар (а талант действительно – ого-го, чутье, чувство мяча, точность удара – все есть), но все остальное время скорее небрежно отмахивается от мяча, и практически всей мимикой и жестами демонстрирует недовольство и «как все это надоело». И – снова проигрывает, проигрывает почти под ноль гейм за геймом.

Игра Марин-Алекс. Марин напряженно, нервно, но со все большей результативностью гоняет молодого соперника по всему корту. Алекс продолжает неистово носиться за каждым, даже безнадежным мячом, периодически «вытаскивает» их, но – недостаточно часто. Последний, решающий сет, счет 5-2 по геймам в пользу Марина, комментаторы за кадром : «ну что ж, игра практически сделана, Марину остался всего один гейм..»

-2

Нет. Не один. Три гейма подряд – на нервах, «на зубах», в каком-то нереальном темпе бегал по корту Алекс. Выгрызал каждое очко, каждый мяч, три гейма вытянул из полной безнадеги. И в таком же темпе сыграл потом еще два. И … все -таки проиграл... (да, простите, сказки не будет)

Проиграл. Продержавшись примерно минут на 40 дольше, чем ожидали все зрители и комментаторы. Сосредоточенно и неутомимо, вызывая у именитого соперника нервозность и заставляя его ошибаться.

Но - проиграл. И Ник проиграл, только Ник проиграл - даже не завязав борьбы, отмахнувшись от борьбы, как-то , не побоюсь этого слова – «поленившись» вложить свой всеми уже признанный талант в эту борьбу. Типа – не идет , и не надо, не очень то и хотелось.

Собственно, о чем эта история для меня. Да о вечном, придуманном задолго до нас и не нами. О простом и жестоком – талант важен, но таланта недостаточно. Ни слова не выкинуть из этой простой фразы. Если совсем без таланта (без базовых способностей хотя бы) – скорее всего не спасет никакая супермотивация, надорвешься в попытках преодолеть непреодолимое, вывихнешь – хорошо если ногу, некоторые, увы, в бесплодных непосильных попытках душу вывихивают – и потом уже не восстановиться. Поэтому – так важно, например, ребенку помочь определиться вот с этим «мое – не мое», есть хоть какие то базовые способности, которые можно понемножку развивать, или нет их, не нужно сквозь стену ломиться… А с другой стороны – любой суперталант – при отсутствии мотивации, трудолюбия, тренировки, поддержки - можно в землю зарыть. Иногда – быстро это происходит, иногда – все вроде хорошо у «таланта» поначалу идет, но потом найдется «на той стороне корта» кто-то позубастее – и не спасут суперспособности.

Упрощаю, конечно. Все сложнее. Для разных областей (спорт, искусство, бизнес, ремесло..) – все по-разному будет. Но все равно в этом коктейле под названием «как успеха добиться» одним компонентом – не обойтись. Надо будет замешивать вкусную сложную смесь – вишенку таланта, слой обучения, тренировки щедро плеснуть, вкусный сироп поддерживающей среды сверху добавить, ломтиком везения украсить 😊 Непросто, согласна. Но только тогда «Федереры» то и получаются, ага..

Больше о развитии, обучении, управлении талантами - на нашем сайте, заходите, мы вам рады!